Большая часть возникающих трудностей и проблем в управлении образовательным учреждением тесно связаны с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.
Очевидный недостаток, такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных проектов, программ развития организаций, предприятий, проводимых в рамках модернизации экономики, является серьезным препятствием на пути реального развития системы управления организацией в целом.
Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно - экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель.
Эти показатели выражаются через социально - психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно - экономические и социально- психологические показатели .
Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчинённых. Он старается не привлекать слабых подчинённых к решению важных или сложных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства.
Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это заметно снижает эффективность управления в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируются в низкое качество управления персоналом.
В соответствии с этим можно определить основные подходы по совершенствованию профессиональной компетентности руководителей среднего профессионального образования:
- Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи руководителям в организации.
Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации руководителя, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области управления.
Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:
- совершенствование методов и стиля руководства руководителей;
- повышение профессионального и культурного уровня руководителя;
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- формирование умений и навыков анализа управленческого процесса в целом и самоанализа своей управленческой деятельности в частности;
- практические формы научно – методической работы: конференции, семинары, тренинги, научно – практические и проблемные семинары, дискуссии, круглые столы, организация курсов повышения квалификации, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, индивидуальные консультации.
- Самообразование руководителя как эффективное управление организацией. Руководитель должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональное мастерство, культуру и стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.
- Применение различных стилей, методов управления. Руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретного коллектива, для конкретной ситуации, стоящих перед ним.
- Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Руководитель образовательного учреждения, не имеющий базового высшего образования по муниципальному управлению или образовательному менеджменту, обязан пройти профессиональную переподготовку по программам «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное управление в сфере образования», модернизированным в контексте социальной инноватики.
Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована руководителями. Такие курсы решают проблему срыва производственного процесса.
- Для определения профессиональной компетентности руководителя рекомендуем использовать метод диагностики CAPTain для дальнейшего совершенствование деятельности руководителей.