Организация самостоятельной работы обучающихся является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующим приобретение и закрепление знаний. Самостоятельная работа приобретает особую актуальность при изучении профессиональных дисциплин, поскольку мотивирует обучающихся к работе с необходимой литературой, способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
При разработке самостоятельной работы преподаватель должен уделять большое внимание следующим вопросам: 1. Технология отбора целей самостоятельной работы. 2. Технология отбора содержания самостоятельной работы. 3. Технология конструирования заданий. 4. Технология организации контроля.
По специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» уделяется большое внимание самостоятельной работе. Это связано с тем, что выпускную квалификационную работу обучающиеся пишут в конце второго курса на основании содержания ПМ 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», который изучается на первом и втором курсах.
В рамках ПМ 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» оценка освоения всех МДК предусматривает использование накопительной системы оценивания. Это позволяет сделать систему оценивания прозрачной и мотивирует обучающихся к успешному освоению профессиональных компетенций. Разработанная система позволяет преподавателю эффективно контролировать и стимулировать работу обучающихся как на занятиях, так и при подготовке к ним.
Индивидуальный образовательный маршрут доводится до сведения обучающихся на занятии по МДК. Четкость при планировании работ и доведении до обучающихся образовательного маршрута и критериев оценки помогает преподавателям решить проблемы посещаемости, а обучающимся - осознать свои возможности, определить уровень своих достижений, сформировать индивидуальный образовательный маршрут согласно ФГОС и определить свою дальнейшую образовательную траекторию.
Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает осознанное личное отношение обучающегося к собственному обучению, составление заданий в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и содержит в себе разнообразные современные методы обучения, среди которых применяются следующие.
1. Составление конспектов. Цель работы с конспектом - формирование общеучебных навыков обучающихся. Составление конспекта вместо традиционной лекции с точно определенными заданиями и ограничением времени способствует появлению у обучающихся интереса к самостоятельному приобретению знаний, вызывает желание быстро, не отвлекаясь, выполнить задание. Для этого разработаны задания по анализу законодательных актов, учебной литературы, нормативной документации, типовых инструкций по охране труда. Проверка конспекта происходит как устно, гак и письменно. Для проверки используются элементы семинарских занятий, диалог между обучающимися в форме вопросов и ответов по заданной теме.
2. Практические занятия. Цель практических занятий в рамках МДК 01.01. «Право социального обеспечения» – отработка умений анализировать и оценивать информацию, необходимую для решения профессиональных задач, осуществлять профессиональное толкование нормативно-правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
3. Самостоятельные внеаудиторные работы по поиску информации, подготовке и оформлению презентаций, выступлений по темам «Республиканский семейный капитал», «Пособия для детей». Цель работы: закрепить и расширить знания по дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей с использованием информационных справочно-правовых систем «Консультант плюс», «Гарант».
4. Деловые игры «Решение производственных ситуаций» - наиболее приближены к предстоящей профессиональной деятельности, содержат элементы всех вышеперечисленных приемов и методов. В деловых играх активно участвуют все обучающиеся. Игры включают в себя разноуровневые задания по решению производственных ситуаций, проведение инструктажа по технике безопасности, позволяя проявить свои творческие способности как сильным, так и менее сильным обучающимся.
Для выполнения заданий составлены методические рекомендации для обучающихся с указанием темы, способа действий, критериев оценки, справочных материалов, что дает возможность использовать их на занятиях и во внеурочное время в качестве задания для обучающихся, пропустивших тему.
Все перечисленные методы и приемы обучения предполагают применение деятельностного подхода, что повышает интерес к обучению, а также способствует достижению цели образовательного процесса по формированию компетенций обучающихся.
Содержание индивидуального образовательного маршрута в ходе реализации уточняется и конкретизируется. Образовательный маршрут включает в себя наименование темы, наименование задания, критерии оценки. Применение образовательного маршрута позволяет использовать накопительную оценку, дифференцировать результаты обучения в соответствии с проявленным интересом обучающихся, правильностью и своевременностью выполнения заданий.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа; обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос; оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиям.
Благодаря грамотной организации и эффективному управлению самостоятельной работой обучающихся по МДК 01.01 «Право социального обеспечения» обучающиеся показали высокие результаты при сдаче квалификационного экзамена по модулю ПМ 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» (процент качества составил 93%) и в целом при освоении общих и профессиональных компетенций.
Преподаватель выставляет итоговую оценку исходя из результатов текущего контроля в том случае, если по всем обязательным работам обучающийся имеет положительные результаты («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). В случае спорной оценки повышающими показателями будут являться посещаемость обучающимся учебных занятий, творческий подход и своевременность выполнения заданий.
Таким образом, реализация разработанных на основе государственных образовательных стандартов индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как средства управления самостоятельной работой обучающихся способствует достижению целей обучения. Это подтверждают результаты занятий, желание обучающихся выполнять теоретические задания и практические работы, развитие творческого потенциала обучающихся, а также положительные отзывы работодателей в процессе прохождения преддипломной практики.
Выпуск обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», в соответствии с ФГОС СПО проиллюстрировал, что одним из средств повышения эффективности результата освоения основной профессиональной образовательной программы, сформированности профессиональных и общих компетенций является грамотное управление самостоятельной работой обучающихся в течение учебного процесса.