Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы правового воспитания, в том числе и через изучение «Русской Правды», обусловлена внедрением в жизнь новых основ российского законодательства  и повышением уровня правовой культуры населения. Необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры, что обеспечит в обществе законность и правопорядок. Первый этап становления гражданина, как известно, происходит в школе.  И в школе же формируется  правовая культура будущего гражданина. В юношеском возрасте  необходимо заложить основы для становления гражданина, уважающего закон. Часто среди молодежи наблюдается правовая безграмотность, которая вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. При этом ребята считают, что им не обязательно надо знать законы порядочным, честным людям, ибо они и так ведут себя хорошо. Существует среди молодежи и правовой нигилизм, который  выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Многие уверены в том, что законы пишутся для простого человека, а власть имущие, как экономическую, так и политическую, всегда обходят закон. Правовой цинизм, уверенность в том, что любого сотрудника правоохранительных структур или судью можно купить - наиболее опасное проявление антикультуры. Поэтому основная задача, стоящая перед учебными заведениями - помочь преодолеть подобное отношение, сформировать высокий уровень правовой культуры молодежи.

Забота об исторических юридических памятниках их охрана, сохранение, научное изучение -  необходимые элементы правовой культуры. Традиционно, большие знаменательные даты усиливают внимание на исторический объект и событие. В этом году Россия отмечает 1000-летие «Русской правды» - первого нормативно-правового документа в истории Отечества. В рабочей программе по истории в СПО всего 171 час аудиторного обучения. В таком раскладе изучению исторического памятника и деятельности Ярослава Мудрого  можно отвести всего 1 час аудиторного времени. Таким образом, изучение «Русской Правды» целесообразно провести  во внеаудиторное время. Изучение «Русской правды» приобщает студентов к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Изучая «Русскую Правду» студенты знакомятся  с сущностью таких понятий как правовой обычай, закон, законодательство, нормативный акт, норма права, право. Студенты могут провести сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ. На примере материалов «Русской правды» учатся оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права, разбирают ситуации, которые могут иметь место быть и в современной жизни. В ходе решения данных ситуаций молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Изучая «Русскую Правду» студенты должны понимать, что право имеет свои источники, и  как нормативно-правовой документ «Русская Правда» основана, прежде всего, на обычаях. Нет ни одной статьи, где бы была воля князя. В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: «все то, что было, имеет тем самым право на существование». Это суть правовой традиции. Те нравственно-правовые ценности, которые выражаются в законах,  формируются в сознании народа, а не кто-то силой собственной воли устанавливает писаные правила поведения для своего народа. Однако это вовсе не означает, что правовой обычай и традиция делают право неизменным и неподвижным. Напротив, устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение. Память недолговечна, устные свидетельства, как и устные приговоры и решения судов, не фиксировались, в процессе допускалась вполне свободная интерпретация фактов. Появление кодекса законов является важнейшей вехой в развитии общества. Студенты должны понимать приоритет закона перед беззаконием и произволом. Преступления против личности с незапамятных времен осуждались общественностью, а право собственности защищалось государством, как основа для жизнедеятельности человека. В «Русской Правде» как кодексе частного права,  в основном рассматриваются эти два аспекта человеческих взаимоотношений. Преступление согласно «Русской Правды» определяется не как нарушение княжеской воли, а как обида, нанесение материального и морального ущерба. Здесь молодежи важно разъяснить неприемлемость нарушения прав человека, унижение его достоинства с незапамятных времен. В современном мире особенно среди молодежи наблюдается циничное пренебрежение к чувствам другого человека. Переговоры с применением нецензурной брани явление для  молодежи вполне обыденное. В этой связи следует упомянуть, что одним из самых тяжелых преступлений против личности наравне с нанесением увечья на Руси считалось оскорбление действием. Например, строго наказывался, 12 гривнами штрафа, поступок человека, который вырвал клок бороды или усов у другого человека. Важно студентам объяснить наличие таких понятий, как превышение необходимой обороны, покушение на преступление и совершенное преступление. Притом покушение на преступление тоже каралось законом. В частности человек пригрозивший мечом, не вынимая его, так же наказывался штрафом 12 гривен.  Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

Уже тогда появилось понятие о договоре, как о способе заключения сделок. Заключались договоры купли-продажи (людей, вещей, самого себя), займов, кредитования (под проценты и без процентов), хранения, поручения. «Русская Правда» устанавливает особый порядок наследования земли. Преступление против собственности – еще один важный аспект древнерусского правосудия. Тяжким преступлением считалось конокрадство. Безлошадный крестьянин испокон веков считается нищим. Конь для землевладельца – основной тягловый скот. Покушение на него каралось на Руси так же, как убийство.

Изучая «Русскую Правду» следует обратить внимание студентов на социальный  состав русского общества того времени: на положение холопов, смердов, закупов. Важно на примере наказания за убийство представителей различных слоев населения указать на несправедливое социальное неравенство в обществе. Для того, что бы вызвать интерес у студентов можно продемонстрировать в виде презентаций примеры статей из «Русской Правды»:

«22. А въ сельскомъ старосте княжи и в ратаинемъ 12 гривне. А в рядовници княже 5 гривенъ. 23. А въ смерде и въ хопе (а) 5 гривенъ. 24. Аще роба кормилица, любо кормиличицъ 12. 25. А за княжь конь, иже тои (а) с пятномъ, 3 гривне; а за смердеи 2 гривне».

Смертной казни, как меры наказания за преступление на Руси не было. Ее заменяла кровная месть. За убийство преступника могли выдать родственникам убитого. Здесь надо отметить, что «Русская Правда» хотя и не искоренила кровную месть, но, тем не менее, предложила альтернативу кровной мести – виру – наказание штрафом за убийство. Так же практиковались за тяжкое преступление конфискация имущества и выдача вместе с семьей в рабство. Признавались отягощающим обстоятельством корысть и повторность преступления. Часто от молодых людей можно услышать фразу в свое оправдание: «Я пьяный был». А опьянение считалось смягчающим обстоятельством. Студентам надо объяснить, что в современном правосудии  наоборот опьянение отягощает преступление.

Изучение «Русской правды» вызывает интерес к знаниям о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Правило о том,  что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение, уже присутствует в сознании человека той эпохи. Столь древний исторический документ повышает авторитет закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему.