Полный текст статьи
Печать

Сегодня в обучении профессиям и специальностям актуальны технологии, ориентированные на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формирующие личную позицию, мотивацию учения, предполагающие использование различных источников информации.

Для реализации  требований ФГОС стоит проблема освобождения от старых методов профессионального обучения. Четырехуровневый  метод обучения, состоящий из следующих элементов: введение, инструктаж преподавателя, повторение за преподавателем и тренировка, уже не оправдывает себя в новых условиях производства, не отвечает требованиям, предъявляемым к современному рабочему.

При обучении  имеется  острая проблема, когда темп отдельных обучающихся или групп бывает различным, что приводит к затруднениям в формировании навыков на одном уровне владения. Кроме того обучающиеся часто обращаются за помощью к преподавателю, а он не может одновременно и преподавать теорию, и консультировать, и распределять время работы на учебном оборудовании, проверять выполнение упражнений. Чтобы решить эту острую проблему используется  методика направляющего текста. Основная концептуальная идея направляющих текстов – «обучи себя сам», суть её заключается в приучении обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом.

В этой методике  информационный текст, а также аудиовизуальное сопровождение являются средством руководства самостоятельной работой обучающихся и заменяют устный инструктаж обучающего. Направляющий текст состоит из содержательного и методического компонентов. Содержательный компонент дает направление к поиску информации для выполнения деятельности, методический компонент содержит информацию о последовательности шагов теоретического обучения и выполнения практического задания.

Обучающие методики направляющего текста:

  1. Знакомство с поставленной задачей. Исходный пункт обучения является сформулированное профессионально-практическое задание, «обучающее задание».
  2. Теоретическая работа. Обучающиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели. Преподаватель является консультантом и вмешивается в учебный процесс, когда обучающийся запросит информацию или имеются какие-то помехи в работе.
  3. Оценка теоретической работы. Обмен мнениями о прочитанном материале между обучающимися. Преподаватель проверяет уровень теоретической базы обучающихся  для выполнения практического задания.
  4. Планирование. Учащиеся должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, оборудование, материалы и т.д. Здесь обучающий только консультант.
  5. Исполнение и контроль. Практическая деятельность обучающихся в соответствии с планом. Обучающий вмешивается только тогда, когда учащиеся работают явно не правильно и это не приведет к достижению цели или нарушают правила техники безопасности.
  6. Оценка и заключение. Сначала учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты при помощи оценочных, контрольных листов или взаимопроверкой. После самооценки педагог дает свою оценку, направленную на качество результата - обсуждаются ошибки и способы их предупреждения, и на качество  процесса обучения – рассматриваются возможные альтернативные пути и сокращение времени обучения.

Таким образом, направляющие тексты в процессе изучения теоретического курса стали руководством для самостоятельного усвоения знаний, необходимых для выполнения практических упражнений. При теоретическом обучении учащимся трудно увидеть практическую значимость отдельных навыков, так как они не знают реального рабочего процесса, поэтому направляющие тексты эффективно помогают им в этом.