Полный текст статьи
Печать

Такие профессиональные качества как умение работать в команде, умение анализировать проблему и творчески подходить к ее решению, обладать навыками исследования и критического подхода, нестандартного мышления как никогда ранее вышли на первый план в современном мире. Изучение иностранного языка всегда было и остается занимательным и увлекательным процессом и обладает большим потенциалом развивать творческие и познавательные способности, воспитывать и формировать нравственную, думающую личность, развивать аналитическое мышление, обогащать культурно и расширять горизонты самопознания. Все это возможно при условии создания высокой учебной мотивации у обучающихся.

Процесс формирования положительной мотивации к иностранному языку представляет собой развивающий процесс и является мощным инструментом для реализации преподавателем комплекса педагогических условий для формирования здоровой психологической личности. Британские лингвисты Д. Хадфилд и З. Дëрние считают, что мотивация является наиболее существенным фактором успешного изучения иностранного языка. Они выделяет три основных источника мотивации: представление о себе в качестве эффективного пользователя иностранного языка; социальное окружение обучающегося; положительный учебный опыт. Действительно, многие учащиеся объясняют свое плохое знание иностранного языка предыдущим неудачным школьным опытом, который сформировал у них стойкое негативное отношение, как к обучению, так и собственную заниженную самооценку. Слово «мотивация» происходит от латинского «movere», что значит двигаться, т. е. предпринимать определенные шаги,  усилия, включаться в активную деятельность. Как утверждает  известный психолингвист Золтан Дëрнеи  «мотивация постоянно взаимодействует с познавательными и эмоциональными сферами». 

Поэтому, если мы хотим раскрыть в своих студентах потенциал к обучению, то такие эмоциональные составляющие как уровень тревожности, внутренняя самооценка и запросы не могут  не приниматься преподавателем в расчет. Если успех отсутствует, мотивация угасает. Для мотивации характерен субъективный характер, и ее формирование является непростой задачей для преподавателя.

Процесс формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка  состоит из трех этапов.

На первом этапе целесообразно начать с адаптивно-коррективного курса, где выявляются основные пробелы и трудности. Процесс формирования у студентов положительной эмоциональной оценки начинается с первого дня учебных занятий, и на данном этапе именно от преподавателя зависит, насколько качественно она будет сформирована. С первых уроков важно:

  • Задавать доброжелательную тональность общения, т.е. избегать императивных указаний, максимально используя нормативы вежливого общения английского языка, тем самым создавая модель соответствующего стиля общения.
  • Сопровождать учебно-воспитательный процесс радостью и чувством удовлетворения от первых достигнутых успехах студентов и уверенностью в благоприятном результате их обучения.
  • Выявить личные интересы учащихся, показать, что незнание языка неравносильно умственным способностям. Для этого разнообразить виды и формы учебной деятельности. Можно предложить ряд заданий на языке, заставляющих думать. Их можно обсудить на родном языке, если возникнут трудности в понимании, главное, чтобы эти задания создавали ситуации занимательности и не оставляли никого равнодушными. Дифференцировать задания для студентов с разным уровнем качества знаний, предложить им свободный выбор.

Важно, чтобы на этом этапе обучающиеся испытывали  интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от продвижения в познании, радость от успеха в решении поставленной задачи.

Целью второго этапа является формирование устойчивой положительной мотивации к изучаемому языку у студентов. Их учебная деятельность должна стать интересной, более насыщенной провокационными и проблемными заданиями. Для этого преподавателю необходимо:

  • Усложнять и расширять языковой материал.
  • Чередовать репродуктивные и творческие, тренировочные и поисковые. Одной из обучающих стратегий является «разрушение монотонности обучения», когда привычные виды деятельности сменяют динамичные, игровые элементы или ситуативные задачи.
  • Разнообразить форму общения на уроке, организовывая активное коммуникативное взаимодействие обучающихся. В этих случаях подойдут психологические анкеты, истории-загадки, моральные дилеммы, ролевые игры.

Преподаватель выступает в роли источника информации, расставляя смысловые и эмоциональные акценты в процессе изложения, вовлекает в процесс эмоциональную сферу студентов. Важно использовать различные средства обучения словесные, визуальные, аудиальные. Прекрасно подходят для этой цели музыкальные композиции и песни. Песня вносит в процесс изучения элемент праздничности, нетрадиционности, они чаще всего вызывают у студентов положительный эмоциональный отклик и способствуют лучшему освоению языкового материала.

Цель заключительного этапа заключается в закреплении устойчивой положительной мотивации. На данном этапе целесообразно моделировать профессионально-речевые ситуации, предлагать различные формы самостоятельной работы, требующие творческого решения и позволяющие студентам реализовать накопленные знания и умения в профессионально-направленной деятельности. Это порождает у студентов совместные положительные переживания, дает им возможность осознать свою полезность, значимость.

На данном этапе целесообразно использовать виды деятельности, затрагивающие их профессиональные интересы, в которых у студентов проявляется активность и инициативность. Организовывать выступление студентов в ролях участников общих дискуссий, коллективных планирований, совместных исследований и переживании результатов своей работы.

Такая активная, целенаправленная, сознательная деятельность студентов создает особую внутреннюю предрасположенность к изучаемому предмету. Вся деятельность приобретает личностную значимость для студентов, окрашивается эмоциональными переживаниями, радостью самостоятельного продвижения и роста, личностными приобретениями.

Преподавателю при этом следует проявлять особое внимание к каждому студенту, показывать искреннюю заинтересованность в успешном выполнении учебных заданий, и составлять их так, чтобы все обучающие получали положительный результат.