Полный текст статьи
Печать

Реализация вариативной части позволяет получить новое качество профессионального образования, удовлетворяющее потребностям, как представителей регионального рынка труда, так и конкретного человека, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из обязанностей образовательного учреждения предусматривает обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. В новом Законе «Об образовании в РФ»,  статья 28, пункт 2, подпункты 10,11,13 «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ…»;

13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.

 При проведении внутреннего мониторинга качества образования  в нашем техникуме  систематически отслеживается и анализируется состояние системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

Контроль качества обучения в техникуме  осуществляется по следующим направлениям:

1. Оценка работодателями уровня подготовленности выпускников техникума

2. Анализ успеваемости студентов техникума

3. Результаты итоговой аттестации выпускников техникума

На качество образования влияют следующие факторы: текучка кадров; нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п., систематическое повышение квалификации преподавателей, оснащение лабораторий современным оборудованием и т.п.

В последнее время объектом внимания являются требования работодателей к результату образования с целью обеспечения максимального соответствия процесса и результата профессиональной подготовки постоянно меняющемуся спросу рынка труда.

Были проведены исследования требований работодателей к практикантам  и выпускникам техникума, получающим профессию «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». Результатом данного исследования стало определение перечня компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, которыми, по мнению работодателя, должны владеть выпускники учреждений СПО.

Проанализировав отчеты по производственной практике студентов и отчеты мастеров по трудоустройству выпускников, проведены встречи с работодателями и выпускниками техникума и пришли к выводу, что нашим выпускникам приходится выполнять работы, которые выходят за рамки образовательного стандарта. Очень мало организаций, которые занимаются только обслуживанием осветительных установок. Около 70% процентов наших студентов это выходцы из сельской местности, соответственно практику они в большинстве проходят по месту жительства, затем там хотят  и трудоустроиться. Но  на практике получается, что на работу туда устраиваются немногие. Учитывая специфику работы в сельской местности, электрикам нужно обладать большими компетенциями, чем те которые предусматривает ФГОС по данной профессии. Им приходится  работать с воздушными линиями электропередачи, осветительными установками, внутренней электропроводкой, обслуживать животноводческие комплексы. От профессионализма специалиста-электрика зависит надежность и безопасность работы линий производств, жилых объектов, частных и государственных компаний.

Исходя из этого, был проанализирован учебный план: соответствие содержания дисциплин ФГОС, запросам работодателей и современному положению на рынке труда; распределение часов по видам нагрузки. Реализация вариативной части ППКРС ФГОС СПО дает большие свободы образовательным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющие, с одной стороны, реализовывать инновационные интегрированные образовательные программы, с другой, - учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными участниками образовательного процесса.