Полный текст статьи
Печать

В современных представлениях об образовании во главу угла ставится личность человека, его свобода и талант, самобытность и самоценность, индивидуальный личный опыт. Поэтому сегодня профессионализм преподавателя связывается с его способностью учитывать индивидуально-личностные нормы развития подрастающего человека (В.И. Слободчиков), и более того – относиться к развитию как к норме (В.П. Зинченко). Важнейшим качеством преподавателя выступает его способность видеть в студенте целостную уникальную личность.

Одним из путей совершенствования качества подготовки специалиста является индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения его потребностей в реализации своей познавательной активности.

Индивидуально-дифференцированная подготовка открывает перед студентами перспективу будущей творческой педагогической деятельности, возможность реальной корректировки образовательной траектории каждого обучающегося как субъекта познания и общения в соответствии с его личностными запросами и индивидуальными способностями.

Проблема индивидуализации обучения в педагогической науке не нова, ее изучали многие психологи (М. Монтессори, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Б. В. Беляев, И. А. Зимняя и др.) и педагоги (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. Н. Леонтьев). Цель их научных исследований направлена на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Индивидуальные особенности восприятия изучали М. Монтессори, Л.А. Венгер, Ф.Перлз, А.В. Запорожец, В.А. Артемов, Б.В. Беляев и др. Они связывали с индивидуальностью восприятия чувствительность анализаторных систем человека, которая всегда модальна, т.е. неравномерно развита у разных индивидов и поэтому способствует формированию индивидуального образа восприятия, а также предпочитаемого способа восприятия информации.

Активная разработка этого направления в психологии восприятия такими учеными, как М. Гриндер, Л. Ллойд, Дж. Брунер и др, привела к выделению трех основных сфер восприятия информации человеком визуальной, аудиальной, кинестетической. Соответственно, разные люди принимают и перерабатывают по разному информацию о своем окружении, преимущественно опираясь на зрение, слух, или кинестетический аппарат.

Аудиальная система, то есть слуховая модальность, представляет собой индивидуальные особенности вербализации слуховых образов. Одни вербализуют качественные и полимодальные характеристики слуховых образов, другие используют эмоционально-оценочное описание, третьи используют переход от конкретного описания звуков к образно-метафорическим признакам.

Визуальная система - представляет полученную информацию в виде картинок. Визуальная система, согласно Б.Г. Ананьеву, является важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности и поведения человека Вследствие интеграции зрительной и других модальностей восприятия происходит вербализация всего жизненного опыта, в том числе и сенсорно - перцептивного. Предпочтение визуальных картин внешнего и внутреннего мира способствуют определенной степени визуализации материала.

Кинестетическая система восприятия представляет собой психологический феномен, который проявляется в различных сферах деятельности.  С помощью движений человек познает мир и его возможности.  Студенты-кинестеты отдают предпочтение информации, поступающей к ним через ощущения.

С целью повышения уровня восприятия учебной информации через индивидуализацию обучения, с учетом репрезентативной системы личности студентов, мною проведено эмпирическое исследование, на базе ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского». Цель исследования: изучить психофизиологические особенности восприятия учебной информации студентами. В исследовании приняли участие 74 человек отделения педагогики дополнительного образования и дошкольного отделения. Возраст респондентов - 18-29 года. Для определения доминирующей модальности была взята методика: методика Е. Федосеевой «Выявление ведущего канала восприятия».

Анализ результатов позволяет заключить, что у 56,7 % опрошенных студентов ведущим каналом восприятия информации является кинестетический, у 18,9% - визуальный, у 17,5% - аудиальный, 6,7 % ведущий канал модальности не выявлен.

На основе анализа результатов исследования и опираясь на труды ведущих педагогов и психологов, составлены рекомендациипо организации учебного процесса с учетом ведущего канала восприятия информации студентов:

1. Для формирования полноценной учебной деятельности студенту важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных упражнений. Тем самым формируется особенный, характерный для данного студента стиль учебной деятельности, который позволяет повысить результативность усвоения учебного материала;

2. По ходу занятия ставится общая для всех студентов цель, но способы ее постановки различны: для «аудиалов» - устная, «визуалов» - наглядная, «кинестетов» - выделение главного из созданной проблемной ситуации;

3. Для «Аудиалов» - объяснение и закрепление учебного материала осуществляется на основе услышанной информации. Таким студентам для лучшего усвоения материала необходимо чаще и больше слушать других, работать в полной тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимание.

4. Для «визуалов» - знакомство с материалом нужно начинать с работы над наглядно представленным учебным пособием, так как концентрация внимания визуала достигается на основе наглядного представления учебного материала;

5. «Кинестетам» - для включения в активную познавательную деятельность необходимо давать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, а затем почитать материалы учебника или учебного пособия, выяснить у преподавателя интересующие их вопросы.

6. Преподаватель должен учитывать ведущий тип восприятия студентов. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия преподавателю нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях.

Индивидуализация процесса обучения подразумевает учет личностных особенностей обучающегося как интеллектуальных, так и психологических. К личностным особенностям можно отнести уровень успеваемости; стиль обучения, качество усвоения знаний; темперамент; характер, особенности мышления, особенности процесса восприятия. Восприятие относится к наиболее устойчивым свойствам личности, которые в течение жизни могут развиваться и совершенствоваться.