Полный текст статьи
Печать

Наиболее характерной чертой современной концепции подготовки учителей является повышение роли его психологической направленности как определяющего условия подготовки учителей.  Новые требования определяют перспективные направления  подготовки учителей нового типа, органически сочетающих научный кругозор с профессионализмом, высоким уровнем знаний по психологии, готовностью к педагогическому труду.

В работах М.М. Дьяченко, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и других ученых проблема совершенствования профессиональной подготовки специалиста в вузе, в частности, будущего учителя исследована в общепедагогическом плане [1]. Проблемы профессиональной готовности к педагогической деятельности рассматривались в работах Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др.

Процесс подготовки учителя в его многообразных аспектах есть явление целостное, и рассматривается как «взаимодействие, обмен деятельностями: цель педагога состоит в решении учебно-воспитательных задач, а воспитанников – в осознанном содействии их решению и соответствии с личными интересами и потребностями» (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко). Основным направлением педагогической системы и психолого-педагогического сопровождения выбрали «глобальное образование, главной задачей которого является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира» [2]. Ценностной ориентацией данного направления является «поиски наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляций знаний в условиях информационной революции» [2].

В.И. Кузнецов, В.С. Леднев, А.В. Петровский указывают, что на формирование профессиональной готовности влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок.

Все преподаваемые дисциплины в вузе могут прямо или косвенно влиять на профессиональное развитие психических функций студентов. Разъяснение значимости будущей профессии, трудовых обязанностей, накопление знаний вызывают желаемые изменения в направленности познавательных процессов.

Большое влияние на профессиональное развитие сенсорно-перцептивных компонентов оказывают упражнения, обращенные к тем анализаторам, которые играют ведущую роль в выполнении будущих трудовых обязанностей. Для профессионального развития ощущений и восприятий у студентов необходимо знакомить их с внешним видом, признаками объектов, явлений, которые включены в трудовую деятельность. При формировании внимания учитывается специфичность профессиональных требований как к вниманию в целом, так и к его свойствам. Например, внимание учителя должно быть легко переключаемым и распределяемым, характеризоваться достаточной устойчивостью, объемом, концентрацией.

Непрерывная практическая подготовка студентов в нашем институте предусматривает постепенное овладение знаниями, умениями и навыками основных функциональных направлений педагогической деятельности.

Можно выделить специфические трудности во время прохождения педагогической практики. Большинство студентов долго привыкают  к работе с детьми младшего школьного возраста. У студентов возникает неуверенность в своих способностях, некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или сомнения в правильности выбора.

Некоторые индивидуально-психологические особенности студентов могут отрицательно сказываться на процессе адаптации к новым условиям прохождения практики. Это недостатки познавательной сферы, недостатки в развитии внимания, заниженная самооценка, повышенная тревожность и недостаток практических умений и навыков.

Для будущего педагога важна сформированность социально-психологической адаптированности.  Это состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям.

Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности.

Память у студентов развивается в процессе их деятельности. При этом наблюдается ее профессионализация. У студента – будущего учителя развивается память на людей, на детей, он лучше помнит проявление их чувств, особенности поведения, биографические сведения. Необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать память у студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии.

Следует не только хорошо запомнить и сохранить в памяти необходимые в будущем знания, но и быть всегда готовым к быстрому и точному их воспроизведению в условиях профессиональной деятельности.

Любая профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть мобильным, гибким и быстрым. Для формирования профессионального мышления у студентов надо вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы.

В имеющихся исследованиях педагогическое мышление рассматривается как умение выделять и решать педагогические задачи, дается характеристика качеств ума педагога, осуществляется переход к изучению мышления и содержательной его стороны (Н.В. Кузьмина).

Использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; педагогический эксперимент.

Во время изучения психолого-педагогической литературы проводился теоретический анализ сущности и содержания особенностей подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в аспекте психолого-педагогической проблемы. В процессе учебно-воспитательной работы в школе было выявлено, что педагогическая практика и применение психологических тренингов способствуют развитию профессиональных навыков и личностных качеств.

На основе отчетов педагогической практики можно сделать вывод о том, что в группе, занимавшейся с применением разработанного психолого-педагогического материала студенты показали более высокие результаты профессиональной подготовленности.

Выявлено, что педагогическая практика и разработанные материалы по психолого-педагогическому сопровождению обеспечивают формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов и повышают психологическую готовность студентов стать учителями.

К психолого-педагогическому сопровождению, обеспечивающим формирование профессиональной готовности будущих педагогов, относятся: оказание студентам помощи в выработке их собственного метода учебно-познавательного взаимодействия, включение в тренинго-моделирующий этап подготовки индивидуальных занятий, учитывающих личностные психологические особенности отдельных студентов, создание неразрывной связи между практическим участием студентов в реальной профессиональной деятельности.  Создавая эти условия в процессе профессиональной подготовки студентов, мы получим востребованного и конкурентоспособного специалиста.