Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить низкую успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать появления дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации к обучению в АПТ быстрым и психологически комфортным.
Целенаправленную помощь студентам первых курсов старается оказать психологическая служба Алданского политехникума. Деятельность службы в адаптационный период первокурсников направлена на психологическое сопровождение периода адаптации студентов первых курсов к обучению в политехникуме. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Содействие в создании оптимальных психологических условий включения первокурсников в процесс обучения в политехникуме.
- Изучение процесса адаптации студентов-первокурсников.
- Оказание помощи классным руководителям в работе с группой первокурсников.
- Психологическая помощь студентам первого курса в процессе адаптации к условиям обучения в техникуме, развитию у них умений быстро приспосабливаться к новым условиям.
Решение задач реализуется через просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую деятельность, которая осуществляется на основе диагностики.
Цель проведения диагностических исследований: оценка динамики состояния как каждого студента, так и коллектива групп на момент вхождения в учебную деятельность.
Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в АПТ предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Определение готовности первокурсников включает в себя:
- · диагностику мотивационного компонента;
- · диагностику когнитивного компонента;
- · диагностику личностного компонента.
Также исследуется структура учебной мотивации, уровень адаптивности, уровень самооценки, уровень самопринятия и принятия других студентов, уровень эмоционального комфорта, уровень комфорта в группе.
Для сбора данных использовались хорошо зарекомендовавшие себя методики, специально подобранные для оценки состояния тех характеристик, которые точечно отражают актуальное состояние студента, и позволяют их применять для формирования динамических портретов, а также медленно меняющихся параметров, которые являются основой состояния студента на момент тестирования.
Результаты диагностических исследований:
- Выбор Алданского политехникума для обучения – осознанный для 45% первокурсников.
- Удовлетворенность учебной деятельностью наблюдается у 69% первокурсников.
- Профессиональный выбор у 46% первокурсников зависит от собственных предпочтений и склонностей;
- 47% опрошенных планирует в дальнейшем продолжить обучение работать по выбранной специальности; 28% собираются работать после получения диплома; из них -73% первокурсников свяжут свою профессиональную деятельность с государственными учреждениями, 20% - планируют отрыть свой бизнес, 7% работать в офисах частных компаний.
- Структура мотивации учебной деятельности позволяет классному руководителю, преподавателям-предметникам планировать свою деятельность с учетом диагностических данных
Для сравнения приведем результаты исследований в гр. ТОР-161 и гр. АМ-161 (на базе 9 классов), гр. ЭССиС-161 и МЭ-161 (на базе 11 классов):
В группе ТОР-161 познавательная мотивация – у 14 чел, мотив саморазвития – 9 чел, приняли позицию обучающегося -15 чел, нуждаются во внешнем стимулировании- 12 чел.
У группы АМ-161 познавательная мотивация – у 7 чел, мотив саморазвития – 6 чел, приняли позицию обучающегося -7 чел, нуждаются во внешнем стимулировании- 8 чел.
Выраженность социальных и познавательных интересов в целом по группам:
Доминирующий мотив по группам
Гр. ЭБУК-161
По результатам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:
- социально-психологические тренинги
- индивидуальные психологические консультации
- дополнительные учебные занятия.
А также составлена интегральная оценка основных характеристик личности, которая включает в себя уровень потребности в познавательной деятельности и умственном труде, готовность к активной деятельности любого порядка, готовность к активным коммуникациям и деятельности в социуме, самооценку, учитывающую степень проявления волевых качеств личности, оценку влияния физического состояния на общую активность деятельности, профессиональную направленность. Таким образом, студент получает представление о себе, о собственном рабочем и ресурсном состоянии.