Полный текст статьи
Печать

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить низкую успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать появления дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации к обучению в АПТ быстрым и психологически комфортным.

Целенаправленную помощь студентам первых курсов старается оказать психологическая служба Алданского политехникума. Деятельность службы в адаптационный период первокурсников направлена на психологическое сопровождение периода адаптации студентов первых курсов к обучению в политехникуме. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие в создании оптимальных психологических условий включения первокурсников в процесс обучения в политехникуме.
  2. Изучение процесса адаптации студентов-первокурсников.
  3. Оказание помощи классным руководителям в работе с группой первокурсников.
  4. Психологическая помощь студентам первого курса в процессе адаптации к условиям обучения в техникуме, развитию у них умений быстро приспосабливаться к новым условиям.

Решение задач реализуется через просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую  деятельность, которая осуществляется на основе диагностики.

Цель проведения диагностических исследований: оценка динамики состояния как каждого студента, так и коллектива групп на момент вхождения в учебную деятельность.

Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в АПТ предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. 

Определение готовности первокурсников включает в себя:

  • · диагностику мотивационного компонента;
  • · диагностику когнитивного компонента;
  • · диагностику личностного компонента.

Также исследуется структура учебной мотивации, уровень адаптивности, уровень самооценки, уровень самопринятия и принятия других студентов, уровень эмоционального комфорта, уровень комфорта в группе.

Для сбора данных использовались хорошо зарекомендовавшие себя методики, специально подобранные для оценки состояния тех характеристик, которые точечно отражают актуальное состояние студента, и позволяют их применять для формирования динамических портретов, а также медленно меняющихся параметров, которые являются основой состояния студента на момент тестирования.

Результаты диагностических исследований:

- Выбор Алданского политехникума для обучения – осознанный для 45% первокурсников.

- Удовлетворенность учебной деятельностью наблюдается у 69% первокурсников.

- Профессиональный выбор у 46% первокурсников зависит от собственных предпочтений и склонностей;

- 47% опрошенных планирует в дальнейшем продолжить обучение работать по выбранной специальности; 28% собираются работать после получения диплома; из них -73% первокурсников свяжут свою профессиональную деятельность с государственными учреждениями, 20% - планируют отрыть свой бизнес, 7% работать в офисах частных компаний.

- Структура мотивации учебной деятельности позволяет классному руководителю, преподавателям-предметникам планировать свою деятельность с учетом диагностических  данных

Для сравнения приведем результаты исследований в гр. ТОР-161 и гр. АМ-161 (на базе 9 классов), гр. ЭССиС-161 и МЭ-161 (на базе 11 классов):

В группе ТОР-161 познавательная мотивация – у 14 чел, мотив саморазвития – 9 чел, приняли позицию обучающегося -15 чел, нуждаются во внешнем стимулировании- 12 чел.

У группы АМ-161 познавательная мотивация – у 7 чел, мотив саморазвития – 6 чел, приняли позицию обучающегося -7 чел, нуждаются во внешнем стимулировании- 8 чел.

Выраженность социальных и познавательных интересов в целом по группам:

Доминирующий мотив по группам 

 

Гр. ЭБУК-161  

По результатам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:

  • социально-психологические тренинги
  • индивидуальные психологические консультации
  • дополнительные учебные занятия.

А также составлена интегральная оценка основных характеристик личности, которая включает в себя уровень потребности в познавательной деятельности и умственном труде, готовность к активной деятельности любого порядка, готовность к активным коммуникациям и деятельности в социуме, самооценку, учитывающую степень проявления волевых качеств личности, оценку влияния физического состояния на общую активность деятельности, профессиональную направленность. Таким образом, студент получает представление о себе, о  собственном рабочем и ресурсном состоянии.