Полный текст статьи
Печать

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, особое внимание необходимо уделить студентам средних специальных учебных заведений, которым  необходимо быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды и труда.

Одной из наиболее важных проблем обучения в колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов. Бывшие выпускники школ, поступившие на учебу в колледж должны освоить способы и приемы самостоятельной работы к новому виду учебного коллектива, обычаям, традициям учебного заведения, новым видам деятельности. Только своевременно оказанная социально-психологическая помощь со стороны преподавателей, психолога, социального педагога колледжа, поможет приобщить студента к условиям вхождения в новую социальную среду, преодолеть трудности с приобретением профессиональных навыков и  значимых качеств личности будущей профессии.

По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям жизнедеятельности учебного заведения, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта [3].

Адаптация (от латинского adaptation – приспособлять) – приспособление организма к изменяющим внешним условиям среды, многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно-социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе [1, с. 12].

По мнению Андреева Д.А., Лагерева В.В., процесс адаптации студента на новом месте включает несколько ее психологических разновидностей:

  1. Организационную адаптацию – изучение учебного заведения и организационной среды в нем, требований и норм, внутреннее принятие и соответствующее построение своего организационного поведения;
  2. Деятельностную – определение ответственности, прав и действий на своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной деятельности;
  3. Профессиональную – понимание характера профессии, места специальности в общей системе, также стремление овладеть профессией –возникновение мотивации;
  4. Социально-психологическую – привыкание к студентам своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание признания своей личности и, таким образом, самоутверждения в группе. Важным аспектом этого вида адаптации является налаживание отношения с преподавателями, администрацией;
  5. Бытовую – привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания, досуга, в том числе нередко и жилищных, особенно если студент иногородний [1,3].

Рассмотрим деятельность социально-психологической службы среднего специального учебного заведения на примере Сунтарского технологического колледжа Республики Саха (Якутия). Колледж готовит специалистов по таким рабочим специальностям, как технолог хлеба, кондитерских и макаронных изделий, землеустроитель, автомеханик, закройщик, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, управляющий сельской усадьбой и пр.

Таблица 1.

Количество поступивших и отчисленных студентов первого курса, за 3 года

Годы

Количество поступивших на обучение

Средний возраст поступивших на обучение

Количество отчисленных студентов первого курса

2014-2015 уч.г.

60

18-26 лет

8

2015-2016 уч.г.

91

17-28 лет

6

2016-2017 уч.г.

80

18-30 лет

5

 Как видно из таблицы 1, количество поступающих в колледж с каждым годом увеличивается, так, если в 2014-2015 учебном году поступило 60 студентов, то в 2016-2017 году было принято и зачислено на 20 студентов больше. Особенность деятельности колледжа заключается в том, что на первый курс поступают разновозрастные студенты, от 17 до 30 лет, что делает обучение в группе немного специфичной и интегрированной.

В колледже, как и в других учебных заведениях, существует проблема отчисления студентов, так в 2014 году было отчислено 8 студентов, в 2015 году – 6 студентов, в 2017 году – 5 студентов. Итого за 3 года, было отчислено 19 студентов, не окончивших первый курс. Причинам отчисления данных студентов стали:

- уважительная причина (по собственному желанию, призыв в армию, перевод в другое учебное заведение, медицинские проблемы со здоровьем) – 100%. В результате беседы нами было выяснено, что по собственному желанию отчисляются те студенты, которые пришли к выводу, что выбрали для себя не ту специальность.

С целью создания условий для успешной адаптации студентов первого курса нами разработана программа психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников. В ходе реализации программы проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности, по развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

Механизм внедрения программы по этапам:

1 этап – входная диагностика. Целевая аудитория: студенты первых курсов, кураторы групп. Анкетирование и социологический опрос проводятся с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников, выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию (мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности студентов). На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной  работы со студентами по адаптации.

2 этап – социально-психологическое воздействие. Проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации студентов. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с кураторами.

3 этап – итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.

4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие: Проводится по необходимости  специалистами отдела по социально - воспитательной работе. со студентами первых курсов, имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.

В рамках программы психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников психолого-педагогической службой колледжа для студентов первого курса проводятся следующие мероприятия: тренинги с ролевыми и ситуативными играми на знакомство, дискуссии по теме «Я – студент колледжа», кураторские часы: «Я и моя профессия»,  «Я и моя группа»,  экскурсии в музей колледжа с целью знакомства с историей и традициями колледжа, встречи с преподавателями колледжа, спортивные соревнования по туризму, конкурс талантов «Минута славы», «Посвящение в студенты» и др.

В конце учебного года  проведено анкетирование студентов первого курса с целью выявить, насколько эффективна программа психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников.

На вопрос «Трудно ли Вам было адаптироваться к студенческой жизни?» 38% ответили, что процесс адаптации будет нетрудным и недолгим, 62% ответили, что проблем в адаптации не было.

На вопрос «Кто или что помог адаптироваться в новой социальной роли студента?» респонденты ответили: педагогический коллектив колледжа (психолог, куратор, преподаватели)– 47%, однокурсники - 29%, семья - 14%, сами справились с адаптацией - 10%.

На вопрос «Что вызвало наибольшие проблемы в студенческой жизни?» 63% ответили, что испытали трудности в освоении нового учебного материала, 26% - трудности к подготовке к экзаменам, 11% ответили, что проблем не было. По итогам первого года обучения 85% студентов полностью удовлетворены учебой в колледже.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья. Физические возможности и состояние здоровья оказали  положительное влияние на работоспособность, успешность обучения у 75% студентов, 25% сомневаются в удовлетворительном состоянии здоровья, но приложат все усилия, чтобы восстановить здоровье и добиться успеха в учёбе.

Анализ результатов анкетирования показал, что процесс адаптации прошел быстрее и безболезненно почти у 85% студентов первого курса. Мы предполагаем, что данный результат, достигнут благодаря апробированной программе психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников.

Таким образом, работа педагогического коллектива Сунтарского технологического колледжа по адаптации студентов к условиям обучения на первом курсе является составной частью социально-психологической службы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача, которая должна осуществляться всеми подразделениями колледжа - учебными, научными, общественными. Только совместная работа позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.