Полный текст статьи
Печать

Кохлеарная имплантация – это комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию детей с сенсоневральной тугоухостью 4 степени и глухотой, и взрослых с постлинвальной глухотой. Система кохлеарной имплантации – это устройство, выполнящее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток и обеспечивающее электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон.

По мнению ученых (Борисенко О.Н., Пудов В.И., Таварткиладзе Г.А., Королева И.В.) кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция. Ей предшествует важный этап обследования и отбора пациентов на имплантацию. А после операции все пациенты проходят слухоречевую реабилитацию. Послеоперационная реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. У детей с врожденной глухотой длительность слухоречевой реабилитации составляет 5 и более лет.

В 2015/16 уч.г. в школе обучается 23 воспитанника после кохлеарной имплантации.Это глухие дети, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь, и их коммуникация осуществляется другими средствами.

В школе проведена первичная диагностика слуховых возможностей детей, в котором использовался  материал, разработанный учителями-дефектологами ГБОУ ЦППРиК «Логотон»: Григорьянц  М.Н., Глушкова. Под руководством директора ГБОУ ЦППРиК  Руленковой Л.И.

Диагностика даёт возможность не только оценить уровень слухового восприятия ребёнка с нарушением слуха, но и показывает сильные и слабые звенья в его слуховом развитии.

Педагогами школы были определены  основные направления работы по формированию устной речи: развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, работа над ритмико-интонационной стороной речи, работа над словом и фразой, развитие слухового внимания.

Важной составляющей работой с детьми, имеющими нарушения слуха является артикуляционная гимнастика, так как для четкой речи нужны сильные, упругие и подвижные артикуляционные органы – язык, губы, небо. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата; укрепить мышцы языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; уменьшить напряженность артикуляционных органов; а также является основой формирования речевых звуков.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и непринужденная артикуляция. Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Тренировка длительности речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при счете, назывании дней недели, месяцев, чтении стихов, скороговорок.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный и быстрый речевой темп. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.

Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является ее ритм, т.е. последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Важным компонентом звучащей речи является голос. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Тренировочные упражнения:  изолированное произношение гласных звуков (беззвучная артикуляция, чередование интенсивности звука, постепенное усиливание голоса от тихого до громкого звучания и наоборот, напевание колыбельной); сочетание гласных звуков (произношение на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из 2, 3, 4 и более гласных звуков, повышение и понижение высоты голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков).

Слово – основная единица речевого общения. Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше предать мысли и чувства. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова. Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Методика отработки каждого элемента речи (слогов, слов, фраз, элементов интонации) предполагает четкую последовательность. Сначала учитель дает образец воспроизведения определенного элемента речи: указывает на соответствующую запись на доске или на письменную табличку и предлагает: «Послушайте, как я говорю я». При этом важно, чтобы ученики внимательно его слушали и не говорили сопряженно с ним. Образец речи может предъявлять по-разному: за экраном или без экрана.

Формирование слухового восприятия у детей  начинается с упражнений в различении неречевых звуков, резко отличающихся друг от друга. Для этого могут быть использованы различные по характеру звучания музыкальные инструменты, дающие команды для начала различных действий, шумы домашней техники, звуки природы, сигналы городского транспорта, голоса птиц и животных. Дети упражняются в различении и опознавании на слух определенных динамических, темповых, ритмических и высотных соотношений звуков, характера звуковедения и в воспроизведении заданного речевого материала с использованием движений фонетической ритмики. Для более эмоционального, осознанного развития  навыков восприятия неречевых звучаний на занятиях используется игровая деятельность, мелодекламации, слушание детских песен.

На начальном этапе работы по формированию речевых умений (независимо от возраста ребенка) важно наладить контакт с детьми, выработать потребность в речевом общении. Включение имплантированных детей в речевую деятельность на групповых занятиях, организация ситуации общения в свободной обстановке, прослушивание песен, выполнение движений под музыку, организация коллективной игровой деятельности способствует  формированию и развитию устной речи детей.

Во время проведения групповых занятий с детьми, пользующимися кохлеарным имплантом, авторами было отмечено, что наибольший интерес вызывает игровая деятельность, музыкальная стимуляция, использование слайдов, аудиозаписей неречевых звучаний. После кохлеарной имплантации приобретается способность воспринимать широкий спектр окружающих и речевых звуков на достаточном расстоянии, необходимом для обучения, постепенно формируются предпосылки к спонтанному овладению речью в процессе жизнедеятельности.

Дома родители отмечают, что их дети стали больше и лучше говорить, повторять, спрашивать, прислушиваться, распознавать различные неречевые звучания.

Из вышеизложенного следует, что успешное речевое развитие имплантированного ребенка, оглохшего в долингвальный период,  возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной и игровой деятельностях. Групповая форма работы по развитию слуха и речи способна привести к положительным результатам, пробудить у детей желание, вслушиваясь в звуки окружающего мира, улучшить качество жизни, а также воспринимая на слух речь других детей, использовать в общении устную речь. Это позволит детям интегрироваться в речевую среду и социально адаптироваться в обществе.

Кроме того, положительная динамика в слуховом развитии и качестве речи наблюдается у детей, которые пользуются кохлеарными имплантами от 4-9 лет, а также слухопротезированные бинаурально (школьная статистика).

Результатом нашего проекта является внедрение в практику коррекционно-педагогической работы школы групповой формы занятий с детьми после кохлеарной имплантации.