Полный текст статьи
Печать

 Сейчас переход на новое образование с внедрением ФГОС требует абсолютно новой формы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Именно метод проектов вовлекает обучающихся в творческую  деятельность, учит мыслить и добывать знания самостоятельно, при этом вызывая интерес к обучению

Важнейшей особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Сторонник Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал, что чрезвычайно важно показать ребятам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни [3].

При использовании метода проектов необходимо заранее тщательно готовится к таким занятиям. Для того чтобы применять метод проектов для студентов вуза в учебном процессе учитываются следующие требования:

Во-первых, наличие проблемы или задачи значимой в исследовательском, творческом плане, требующие интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Во-вторых, теоретическая, практическая, познавательная значимость полагаемых результатов.

В-третьих, самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа студентов.

В-четвертых, структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

В-пятых, использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования (использование статических методов, творческих отчетов, расчетов, просмотров, презентаций и пр.) [2].

С самого начала работы с проектами студент оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнения проекта вызывает у обучающихся специфические сложности, которые носят объективный характер: намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, объективно оценивать процесс и результат. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей проектной деятельности. 

Таблица 1

Характеристика основных этапов проектного обучения по В.В.Гузееву[1]:

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые обучающимися

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и разбор проблемы;

- выбирать темы проекта;

- планировать проектной

деятельности по этапам;

- собирать, изучать,

обрабатывать и анализировать

Информаций по теме проекта

 

- обсуждение  проблем

с преподавателем и сверстниками;

- формулирование задач;

- уточнить и анализировать информацию;

-устанавливать цели

и выбирать план действий;

- проведение  исследований,

фиксирование результатов проекта

 

- мотивирует обучающихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее к обсуждению,

Объяснение  цели проекта;

- наблюдение, консультация

 

- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

-самостоятельная работа;

 

 

2. Конструкторский

- поиск оптимальных решений;

 

- исследование;

Соблюдение требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление документаций

 

 

- работа с информацией;

- проведение анализа

и оценку идей;

- выполнение графических работ;

- оформление документаций

 

-  направляет поиску и выработку идей

 

- высказывает гипотезы;

- поддерживает в выборе решений;

- рекомендует (по просьбе);

 

- наблюдает;

- консультирует

 

- беседа;

- дискуссия;

дизайн-анализ;

 
 

 

3. Технологический

- составление плана реализации проекта,

Подбор материалов и оборудования

- выполнение запланированных

технологических операций;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию

 
 
 

 

- выполнение необходимых материалов;

 

- осуществление самоконтроля

 

- проведение контроля качества

-обработки

 

- обеспечение материалами;

- руководство

деятельностью обучающихся;

- организация

процесса изготовления;

- консультация, советует

 

- беседа;

- показ;

 

-самостоятельная работа;

- практическая работа

 

4. Заключительный

- оценка качества

выполнение проекта;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования

 

- самоанализ

результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защита проекта;

- участвие в коллективном

обсуждении и оценке

 

 

- консультация;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участие в анализе

и оценке результатов

проекта;

- оценивание

работу обучающихся

 

 

- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

 

Студенты должны пройти все эти этапы проектирования по выбранным темам (см. Таблица №1). Все идеи, предложения, проблемы по теме студенты обсуждают в подгруппах, используя метод «мозгового штурма» или диалога и вносят коррективы, предложения.

Применяя метод проектов в исследовании, необходимо сказать, что в результате у студентов вуза развитие у обучающихся профессиональных и личностных качеств, например, организационно-коммуникативных (организованность, общительность, наблюдательность и др.)

Таким образом, важнейшим результатом выполнения проектов является формирование профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры посредством прохождения всех уровней системы проектной деятельности.