Сейчас переход на новое образование с внедрением ФГОС требует абсолютно новой формы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Именно метод проектов вовлекает обучающихся в творческую деятельность, учит мыслить и добывать знания самостоятельно, при этом вызывая интерес к обучению
Важнейшей особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Сторонник Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал, что чрезвычайно важно показать ребятам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни [3].
При использовании метода проектов необходимо заранее тщательно готовится к таким занятиям. Для того чтобы применять метод проектов для студентов вуза в учебном процессе учитываются следующие требования:
Во-первых, наличие проблемы или задачи значимой в исследовательском, творческом плане, требующие интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Во-вторых, теоретическая, практическая, познавательная значимость полагаемых результатов.
В-третьих, самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа студентов.
В-четвертых, структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
В-пятых, использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования (использование статических методов, творческих отчетов, расчетов, просмотров, презентаций и пр.) [2].
С самого начала работы с проектами студент оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнения проекта вызывает у обучающихся специфические сложности, которые носят объективный характер: намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, объективно оценивать процесс и результат. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей проектной деятельности.
Таблица 1
Характеристика основных этапов проектного обучения по В.В.Гузееву[1]:
Этапы выполнения проекта |
Задачи, решаемые обучающимися |
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Формы и методы обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. Поисковый |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Конструкторский |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. Технологический |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Заключительный |
|
|
|
|
Студенты должны пройти все эти этапы проектирования по выбранным темам (см. Таблица №1). Все идеи, предложения, проблемы по теме студенты обсуждают в подгруппах, используя метод «мозгового штурма» или диалога и вносят коррективы, предложения.
Применяя метод проектов в исследовании, необходимо сказать, что в результате у студентов вуза развитие у обучающихся профессиональных и личностных качеств, например, организационно-коммуникативных (организованность, общительность, наблюдательность и др.)
Таким образом, важнейшим результатом выполнения проектов является формирование профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры посредством прохождения всех уровней системы проектной деятельности.