Ни для кого не секрет, что детям младшего школьного возраста сложнее обобщать знания по теме, пользоваться научной терминологией, систематизировать полученные знания. Для решения этой проблемы я использую на уроках русского языка один из приёмов технологии критического мышления – кластеры.
Кластер (от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие») - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластеры удобно использовать при изучении лексико-грамматических разрядов (частей речи). Задачи учителя при изучении частей речи – помочь детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова в русском языке изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Для решения этих задач, я начала использовать кластеры со второго класса.
Второй класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. При изучении частей речи во втором классе получили кластер такого вида:
Третий класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов)- функция в предложении. В третьем классе кластеры строятся на каждую часть речи отдельно. Лист ватмана размещается на второй половине доски. Посередине этого листа записываю часть речи, которую мы начали изучать. Новое звено в кластере появляется с каждой новой изученной темой, которое становится итогом пройденного урока. Например: при изучении на уроке темы «Изменение имён существительных по числам» в конце урока дети добавляют кластеру имени существительного звено «Изменяется по числам». С каждым пройденным уроком кластер нарастает. Лист висит на доске до тех пор, пока не будет пройдена вся грамматическая тема. Затем получившийся кластер вывешивается на видное место в качестве наглядного материала. По этой же схеме составляется кластер на следующую изучаемую часть речи.
Приведу пример кластера имени существительного в 3 классе:
К концу третьего класса дети без труда дают определение каждой части речи, делают морфологический разбор слова, опираясь на кластеры.
В четвёртом классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Большое место занимает формирование навыков правописания окончаний. В четвёртом классе к кластеру имён существительных добавили такие звенья как: «склонение» и «падежи», так как в этом учебном году более подробно изучаются данные темы.
К концу четвёртого класса дети умеют выделять основные стороны формируемых грамматических понятий.
- что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
- на какие вопросы отвечает,
- как изменяется или какие имеет постоянные категории,
- каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
- какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать знания по теме;
- запоминать теоретический материал по теме;
- составлять связные высказывания в научном стиле.