Полный текст статьи
Печать

Приоритетным направлением образования становится гражданское образование. Художественное произведение  располагает для этого большими возможностями. Материал уроков литературы позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки, связанные с изучением нескольких литератур. Творческий подход к уроку литературы, с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта,  позволит вести разговор на уроках литературы  о патриотизме, о гражданской идентичности,  о  нравственно-духовном воспитании школьников.  Почему гражданская идентичность так важна, когда речь идет о патриотическом и нравственном воспитании в школе? Потому что,  четкая и твердая позиция  гражданина России в концепции «Я – россиянин» позволяет растущему человеку осмыслить происходящее в жизни более глубоко, многогранно,  шире,  в его мире присутствует не только я, семья, друзья, но и общество, которое думает иначе, смотрит на мир другими глазами, ощущает внешний социальный фактор со своей точки зрения. Это особенно актуально в условиях значительных миграционных явлений.  В этой связи хотели бы обратить внимание на тесную связь в реализации национальной политики, особенно на региональном и местном уровне,  и патриотическое, и гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся. Создать условия для формирования гражданского самосознания  и сделать учебный процесс значимым для учащихся способна краеведческая деятельность, поскольку она позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит учащихся  за рамки урока, за пределы школы,  в окружающую действительность. Краеведение требует интеграции разных предметов,  дает прекрасные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма.

Основная идея литературного образования сегодня ориентируется на диалог культур. В связи с этим методистам и  учителям литературы необходимо решить  сложную задачу: «с одной стороны, необходимо сохранить традиционные, мировоззренческие, этические и художественные ценности родной литературы, а с другой, сопоставить их с аналогичными ценностями русской литературы» (1). Такой подход к литературе как учебному предмету непременно продуктивен, он будет способствовать   все более глубокому, творческому взаимообогащению народов России,  формированию общероссийского гражданского сознания, гармонизации межнациональных отношений. Проблема  взаимодействия культур занимает важное место в философско-культурологической, литературоведческой, психолого-педагогической литературе. В содержании современных учебно-методических  комплексов регионов России основным  «ядром» выступает национальная литература, входящий в федеральный компонент (Бирюкова С.К., Мансурова А.М., Маранцман В.Г., Роговер Е.С., Черкезова М.В., Хайруллин Р.З. и др.). Такой  подход к изучению литератур значительно расширяет кругозор учащихся, содействует их многогранному развитию, способствует формированию установки на толерантность, объемное видение мира.

Методическая система, ориентированная на изучение нескольких литератур, призвана стать приоритетным в литературном образовании школьников.  Учитель, «инструментом» которого на уроке  является сопоставление, сравнение, взаимосвязанное изучение художественных произведений, становится проводником понятия  общечеловеческого.       Сопоставительное изучение якутской, русской и национальных литератур России создает благоприятные условия для творческого осмысления и восприятия художественного произведения, значительно расширяет кругозор учащихся, содействует их всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность,  воспитанию чувства патриотизма, объемного видения мира. При сопоставлении сходных художественных текстов наиболее эффективны работы, стимулирующие развитие умений аналитического характера: соотносить свое и авторское отношение к изображаемому;  сравнивать, обобщать, делать выводы;  выявлять специфически национальное и проводить аналогию с общечеловеческим.

Основными критериями этой методики являются: умение видеть национальные картины мира и художественные средства их создания; умение проводить параллели с другими произведениями по сходству образов, ситуаций, тематики, проблематики и поэтики произведений; понимание причин сходства и различий образов, ситуаций, тематики, проблематики и поэтики произведений. В настоящее время в этом аспекте разработан учебно-методический комплекс по родной (якутской) литературе с 5 по 9 классы, в том числе  программа,  учебники «Родная литература» (5, 6, 7, 8, 9 классы), электронный учебник, пособие для учителя.  Новые учебники и дополнительные электронные материалы о писателях и об их творческом мире обогащены литературными материалами  других народов. Так, в 6 классе сопоставительное изучение предполагается при изучении повести Т.Е.Сметанина «Егор Чэрин» с рассказом Виктора Тельпугина «Ложка солдата»,  рассказ С.П.Данилова  «Матушка родная» со стихотворением Кайсына Кулиева «Я вспомнил только Мать... и горы»;   в 8 классе предлагается для сопоставления олонхо «Кыыс Дэбилийэ» с алтайским эпосом «Шокшыл Мерген» др. Практически в каждом методическом аппарате учебников включены  вопросы и задания, отражающие взаимосвязи и их диалогическое содержание:  сопоставление тематики, образов, эстетических концепций писателей, выявление общего и своеобразного в изображении характеров и традиций, понимание причин сходства и отличия ситуаций, проблематики и поэтики произведений.  Например, в 7 классе в разделе «После уроков»даны  следующие задания поискового-исследовательского характера: «Проведите день – якутского героического эпоса  Олонхо, подготовьте  творческую работу, название которому  вы дадите сами. Подберите для него материалы сообщения, например «Олонхо – шедевр устного и нематериального наследия человечества в контексте эпосов народов мира», «Олонхо и русские былины», «Олонхо и Манасы» и др. В заключительном уроке учащиеся организуют выставку книг  «Олонхо аан дойду киэлитигэр», выставляют на обзор переводы героического эпоса Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» на английский, турецкий и русский языки. В разделе «Диалог литератур» при изучении произведений А.Е. Кулаковского учащимся дается материал об основоположнике  казахской письменной литературы Абая Кунанбаева для сравнительно-сопоставительного анализа жизни и творчества двух великих сыновей тюркских народов. В результате поисково-исследовательской работы учащимся дается задание подготовить литературный альманах для школьной радиопередачи.         

Таким образом, реализация методической системы изучения якутской литературы на основе диалога культур в полиэтнической среде способствует воспитанию уважительного отношения к народу-соседу, формированию культуры межнационального общения, обогащению духовного мира учащихся, помогает осмыслению учащимися литературы как части духовных ценностей, созданных человечеством.