Полный текст статьи
Печать

Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением студентов в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в техникуме требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, ИКТ, приемы технологии критического мышления, многомерная дидактическая технология.

            Технология, стимулирующая интересы студентов и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество ребят.

           Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат студентов организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д.

           На уроке возможно использование как мини –  проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными   и групповыми. На 1 курсе были использованы следующие проектные задания:

1. Раздел 1. «Описание людей», ребятам предлагаются темы проектов: например, устное описание внешности своих однокурсников, их характер, профессии и свои увлечения (например, “Я о себе самом” (мое имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы).

2. Раздел 2. «Описание местности». Ребята делают открытку-описание родного города (название; географическое положение; памятники; мои любимые места).

3. Раздел 7. «Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники Великобритании». На уроке по теме “Путешествие в Лондон” была предложена ситуация: студенты выиграли путевку в Лондон, хотят узнать больше о достопримечательностях столицы. Часть ребят будет жить в английской семье. В Лондон вылетают на самолете. Тип проекта смешанный, т.к. в нем имеются признаки исследовательских, творческих и ролево-игровых проектов. Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом уроке ребятам  была предложена ситуация и организовано обсуждение основного содержания будущего проекта. В результате обсуждения были отобраны проблемы, выделены направления работы, составлен план проекта. Были изготовлены рабочие материалы для осуществления проекта: макет карты Лондона, фотографии и ‘слайд-презентации’ достопримечательностей Лондона, проект путеводителя “Достопримечательности Лондона”, макеты витрин магазина и кафе, подготовлен необходимый реквизит. На начальном этапе урока организовано повторение и клише этикетного характера (“В магазине”, “В кафе”, “Спрашивая дорогу” и т.д.).

После закрепления речевого материала каждая группа представила свое сообщение. Ребята группы №1 инсценировали посадку на самолет. “Стюардесса” производила посадку, приветствуя пассажиров, просила их предъявить билет, пройти в салон самолета, обслуживала их во время полета. Ребята, получившие роль пассажиров, просили  попить воды, сока, чая, послушать музыку, заказывали обед. Ребята группы № 2, по прибытию в гостиницу, были направлены в английскую семью для дальнейшего проживания. Эта группа провела сюжетно-ролевую игру “В гостях у семьи Смит”, используя речевые клише этикетного характера, диалог – расспрос, монологические высказывания. Участники группы №3 отправились в магазин, а группа №4 – поужинать в кафе. Все участники этих этапов урока подошли к выполнению задания очень ответственно, особенно “слабые” студенты.

            Вечером большинство участников отправились посмотреть достопримечательности Лондона. Пользуясь речевыми клише, объединенными в группу ”Asking the Way”, спросили у местного жителя, как пройти к заданной достопримечательности. Слушая объяснения местного жителя, нарисовали свой путь на карте, прошли по макету карты центра Лондона до нужного объекта. Подтверждением правильности выполнения задания стало появление на интерактивной доске слайда с изображением искомой достопримечательности. Все этапы урока сопровождались презентацией в Power Point, подготовленной совместными усилиями студентов  и преподавателя. Основными задачами таких занятий являются практические, смоделированные преподавателем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения. В конце урока были подведены итоги:

  1. Чему научились студенты в языковом отношении? (Они умеют купить что-то в магазине, сделать заказ в кафе, спросить дорогу.)
  2. Как изменилась их деятельность общения? (Они могут, взаимодействуя друг с другом, коллективно вежливо благодарить, спрашивать, предлагать, отказываться и т.д.)
  3. В чем заключается вклад проекта в общее развитие студента? (Он может играть роль, выразительно и эмоционально говорить.)
  4. Какими универсальными действиями овладели ребята? (Они могут самостоятельно осуществлять поиск нужной информации.)

            Использую на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

        В УМК автора В.Г.Тимофеева “Up&up” для 10-11-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что–то новое. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары. Приемы данной технологии дают студенту возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленными, фиксировать все высказывания: поскольку любое из них будет важным для дальнейшей работы.         Интерактивные методы обучения особенно эффективны при изучении грамматического аспекта английского языка. Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. Например, технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и ротационных (сменных).  
Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. Зачастую на своих уроках я использую ротационные малые группы. Например, в рамках темы 1 курса «Страноведение. Великобритания», уже не первый год я практикую работу по следующей схеме: 1 этап — опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одной из четырех частей Соединенного Королевства (идеально работать с кратным четырем количеством обучающихся, у меня было 12). Выбор части происходит путем жеребьевки. 2 этап — работа в малых группах Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Англия. Ребята делятся найденной информацией, систематизируют ее.
3 этап — работа в малых группах Соединенное Королевство. Каждый обучающийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей части.
4 этап — сравниваем заполненные таблицы, дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим мини-рассказы о Соединенном Королевстве.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК.  Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес ребят  к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Магазины и покупки” и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Ребята с удовольствием работают за компьютером. Практически по каждой теме выполняются проекты с презентацией в Power Point. Также применяю технологию дидактических многомерных инструментов (ДМИ), автором которой является Штейнберг Валерий Эммануилович, доктор педагогических наук.  Рабочими инструментами данной технологии являются логико-смысловые модели. Ребятам очень нравится самостоятельно добывать знания по теме урока. Модели являются многофункциональными, т.к. я их использую на различных этапах обучения: при первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле.