Полный текст статьи
Печать

Считается, что решение кроссвордов эффективно после изучения очередной темы и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года (используются кроссворды того типа, которые в наибольшей степени способствуют воспроизведению нужных учителю сведений). Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

            Показателем успешности овладения учебным материалом при решении того или иного кроссворда может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа М правильно отгаданных учащимися слов к общему числу N слов в кроссворде, т.е. К= M/N. В зависимости от объективной сложности и насыщенности кроссворда, устанавливается критическое значение коэффициента усвоения, отделяющего удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных.

             При решении кроссворда учитель достигнет поставленной учебной цели:

формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний; развитие интеллекта и исторического мышления учащихся;  воспитание у них определенных качеств личности.

И наиболее достоверно определит  уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий: заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка, требования школьной программы; наличествуют объективные стимулы, побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат; создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации; обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников; в ход решения внесен элемент состязания между учащимися; предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.

            Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально; часть коллективу; некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».

            Сама учительская практика подсказывает дополнительные варианты использования кроссвордов в учебных целях. Это и «смешанное» решение кроссворда, при котором сначала учащийся решают кроссвордные задания без использования дополнительной литературы, а затем привлекают все возможные источники информации. Эффективно и пропедевтическое использование кроссвордов, а также их «сопровождающая» тему роль. При этом учитель может устанавливать определенные промежуточные правила: к примеру, группы учащихся должны представлять свою работу в процессе решения, после отгадывания 4 (5 или 6) слов. Если слова отгаданы (и записаны) верно, то группа «бесплатно» получает одну подсказку. Такой подход позволяет постоянно фиксировать правильность выполнения заданий и поддерживать соревновательный эффект. Ограничителем при этом может быть определенное заранее время для подобной работы.

Составление кроссвордов учащимися. Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.

            Сначала практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем). Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, оценивается по двум показателям: 1. времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; 2. числу ошибок, допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).

Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов: 1. Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы (как правило, это задание группе). 2. Называется только тема раздела обществознания, все остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего).

            Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса — это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых учителем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать.

            Прежде всего, вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала: если учащийся смутно представляет себе физическое явление или ту или иную закономерность, то он не в состоянии правильно поставить вопрос о происходящих процессах. Поэтому анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям: количество вопросов; их качество. Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа.

            Работа на составление кроссвордов очень развивает ребят: нужно многое вспомнить, «пообщаться» со справочником, учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группам. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным. Кроссворды хорошо использовать как вариант тестовых заданий, для отработки научных терминологий. Очень нравятся учащимся кроссворды «наоборот». Такой метод позволяет получить больше информации, так как учитель сам ее дополняет: или устно, или привлекая кадры видеофильма, репродукции художественных произведений, выдержки из газет. К заранее заполненному кроссворду, учащиеся придумывают вопросы, во время защиты своих вопросов учатся анализу, сравнению, сопоставлению.

            В заключение заметим, что составленные учениками кроссворды должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу олимпиад и т.п.), а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы (особенно составления «правильных» — симметричных — кроссвордов), следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.