Полный текст статьи
Печать

Сегодня веб-квест рассматривается как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Когда речь заходит об использовании ресурсов интернет в образовании, неизбежно возникает дискуссия. Суть ее прежде всего сводится к выявлению эффектов и рисков.

Среди эффективных инструментов, обеспечивающих студентами  овладение «навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач стоит выделить информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня, характеризуя преимущества веб-квеста, ученые, методисты и практикующие учителя обращают внимание прежде всего на его многообразные возможности в плане развития познавательной самостоятельности студентов, активизации учебно-познавательной деятельности, повышения учебной мотивации за счет игрового (часто «приключенческого») характера квеста.

Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать  моральное стимулирование высоких результатов.

Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломные работы. При этом вопросов, как это делать, всегда больше, чем ответов. Задача участников квеста – определить свою роль и разработать рекомендации, требования, советы студентам, готовящимся защищать свою работу.

План – исследование:

1.Внедрение веб – квеста в преподавание философии, истории и обществознание.

2. Проанализировать квест на примере двух групп ТОР -141 И ГЭМ -141.Провести мониторинг.

3.Роль самостоятельной работы студентов при помощи квестов.

 Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

 Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («Я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Технология обучения — это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.

Дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на студентов. Изменяется и позиция студента. Одной из приоритетных задач образования, связанных с инновационной стратегией, прежде всего является обучение самих организаторов учебного процесса, то есть преподавателей. Обучение преподавателей имеет три основных цели: освоение нового стиля управления; освоение нового типа аналитического мышления, которое в свою очередь будет являться продуктивным; формирование новых способов социальных взаимодействий, направленных на совместное выполнение проектов, программ.

Сейчас в учебных заведениях большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности студентов  компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей и задач: повышение мотивации к самообучению; формирование новых компетенций; реализация креативного потенциала; повышение личностной самооценки; развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств.

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в группе решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа  в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит образовательный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций: использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.); самообучение и самоорганизация; работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Итак, что же такое веб-квест? «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы студентов с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов. Я использую больше квесты, интернета в аудитории нет, поэтому мы со студентами разрабатываем больше одни квесты. А самостоятельная работа идёт уже как веб- квест.

Ролевой этап. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команд. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели .

Задачи: 1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры понятий и тем;

3)нахождение материалов;

4) доработка материалов.

Заключительный этап.Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность  результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и студенты  путем обсуждения или интерактивного голосования. Если работали с интернет сайтами, то можно выложить данные работы студентов на образовательных сайтах.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию студентов на достижение наилучших учебных результатов.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами студенты. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать  моральное стимулирование высоких результатов. Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломные работы. При этом вопросов, как это делать, всегда больше, чем ответов.

Задача участников квеста – определить свою роль и разработать рекомендации, требования, советы студентам, готовящимся защищать свою работу. Например , я приведу примеры тем,разработанных с помощью квестов.

И, наконец, стоит отметить, что, будучи стандартизированной технологией, веб-квест может найти «новые» грани применения:

- во-первых, его можно использовать для работы со студентами с ограниченными возможностями (таким будет очень важен игровой характер квеста, возможность поучаствовать в виртуальном путешествии, отправиться в любое государство и создать своё неповторимое будущее.

- во-вторых, технология может использоваться в работе с одаренными обучающимися, ориентированными на высокие образовательные результаты; большую роль в такой работе играет определение «маршрута» углубленного саморазвития, руководимого самообразования; сайты для создания веб-квеста позволяют таким ученикам вести самостоятельную работу, выбирая тематику и уровень сложности,  сообразно их образовательным запросам;

- веб-квесты могут активно применяться в системе непрерывного образования педагогов, в первую очередь – в рамках корпоративной учебы: создание веб-квестов по предметам (в методических объединениях), на основе интеграции дисциплин (в творческих и проблемных группах педагогов), по актуальным психолого-педагогическим и социальным проблемам ,даст возможность преподавателям самостоятельно (и не теоретически!) освоить технологию и представить «неклассический» способ повышения профессиональной компетентности по той или иной проблеме. Да и наконец мониторинг аттестации показывает, что при использовании квестов активизация учебной деятельности намного выше в группе, чем в группе, где я не применяю квесты.