Полный текст статьи
Печать

Невозможно считать себя современным учителем, не изучая новые методики, не учась применять их на практике. Какие инновационные педагогические технологии  использовать для создания современного урока, учитывая новые требования ФГОС, как сделать урок ярким и запоминающимся, интересным и насыщенным, позволяющим ученикам добыть и получить знания в собственной познавательной деятельности? Ища ответы на этот вопрос, я вникаю в содержание ФГОС,  начиная с вопроса «Что такое  ФГОС?».

В настоящее время ФГОС является актуальным в образовательном процессе, становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Цель  работы: изучение ФГОС и реализация  на уроках биологии по теме «Бактерии».

Задачи:

1. Изучить материал по ФГОС, ознакомиться с технологией ведения современных уроков.

2. Рассмотреть основные этапы проектирования современного урока биологии

3. Рассмотреть способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.

4. Разработать фрагменты современного урока биологии с учетом требований ФГОС.

5. Рассмотреть возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.

Современные требования к уроку:     

• Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты

• Реализация системно-деятельностного подхода

• Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)

Показатели урока ФГОС:

• Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД

• Передача функции целеполагания от учителя к ученику

• Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока

• Наличие ценностного содержания учебного материала

• Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью

• Наличие системно-деятельностного подхода

• Наличие самооценки на каждом этапе урока

  В  практической части доклада привожу план-конспект урока по биологии в 5 классе по теме «Бактерии».

Сделала анализ проведенного мною открытого урока на эту тему в 2х параллельных классах. 2мя методами: традиционным и с элементами ФГОС. 

 Диаграммой показаны сравнительные результаты универсальной учебной деятельности (УДД)  учащихся на данном уроке. По ней видно, что все показатели детей экспериментального урока высокие, кроме этапа постановки и решения проблемы. Что приводит к мысли: Перечисленные метапредметные умения  реализованы в 4-х междисциплинарных программах:

1. Развитие УУД;

2. Формирование ИКТ - компетентности;

3. Развитие стратегии смыслового чтения;

4. Основы проектной и исследовательской деятельности.

Основной технологией на уроке является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности, где  ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствовало активному и успешному  формированию общеучебных умений;

- учащиеся получили обобщенное, системное представление о бактериях, о роли их и месте  в жизни человека;

-  реализованы идеи учащихся сотрудничества;

- развивалась диалоговая  форма общения;

- формируются у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;

- дети ориентированы на творческое начало;

- учащиеся приобрели собственный  опыт  творческой деятельности.

Пришла к выводу: не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности. 

  Нами изучен материал по ФГОС, познакомились с технологией ведения современных уроков; рассмотрены основные этапы проектирования современного урока биологии в пятом классе по теме «Бактерии», а также способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.

Разработан фрагмент современного урока биологии с учетом требований ФГОС. Рассмотрены возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.