Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день широкое использование новейших информационных технологий обусловило развитие общества высоких технологий, основными ценностями которого становятся знания, квалификация, самостоятельность мышления, умение работать с информацией  и принять аргументированное решение [2, с. 148]. Современная школа также внедряет технические средства в обучение, и ее сфера применения постоянно расширяется: от использования компьютера и сопутствующих ему информационных технологий, как объекта изучения предмета информатики, акценты переносятся к широкому использованию его как средства для интенсификации учебного процесса по общеобразовательным дисциплинам. Использование компьютерных технологий становится необходимым компонентом в развитии географии как учебного предмета.

Обучение географии с использованием компьютеров в передовых странах Запада началось с 1960 - г.,  а с 1990- х годов становится  уже привычным и массовым. В ходе научных исследований по возможности использования компьютеров в обучении географии доказано, что современные информационные  технологии могут использоваться  в качестве банков данных справочного характера, средств управления обучением школьника, тренажера и средств контроля за знаниями и умениями и способствуют научной организации труда учащихся [1, с. 168].

 При обучении географии выделяются две основные области применения компьютерных технологий:  использование  ее во время практических занятий и во время самостоятельной подготовки к конкурсам и  выступлениям для научно-практических конференций.

Сотрудниками учебно-научной лаборатории электронных картографических систем Института естественных наук СВФУ разработана и предложена программа кружка «Компьютерные технологии в географии»  для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ г. Якутска, заинтересованных в углубленном изучении учебного предмета география.

   Цель работы кружка — это расширение и углубление знаний по географии, повышение интереса к изучению предмета География  и подготовка учащихся к конкурсам и  выступлениям на научно-практических конференциях.

Занятия выстраиваются в форме практических работ. В начале обучения учащиеся разделяются на две подгруппы: не умеющие и умеющие пользоваться Microsoft Office. Первая подгруппа начинает обучение с освоения трех пакетов программных продукций: Word, Excel, PowerPoint. По применение текстового редактора: набор и редактирование текста, проверка орфографии и форматирование, вывод текста на бумагу. В электронной таблице составление базы данных и ее редактирование (фильтр, сортировка, скрытие данных, различные вычисления и т.д.), построение диаграмм и графиков. Использование PowerPoint для создания презентаций: ввод текста и его редактирование, выбор фона слайдов, вставка видео и аудио объектов, вставка гиперссылок и управляющих кнопок, настройка демонстрации и эффектов анимации.

 Вторая подгруппа при помощи демонстрационных и обучающих программ изучает основы CorelDraw, Quantum GIS, Arcview GIS. Учащиеся обучаются сканировать и оцифровывать карты по растровой подложке, а также создавать векторную электронную карту. Создают базу данных для формирования запросов и  построения картодиаграмм, картограмм и др.

Содержание кружка предполагает работу с разными источниками информации: литературные источники, периодическая печать, информационные ресурсы, работа с интернетом. На практических работах обучаются работе со статистическими материалами, учатся построению и анализу графиков, диаграмм, профилей, подготавливают устные сообщения   и презентацию с использованием различных источников информации.

Применение компьютерных технологий в проектной деятельности проводятся во время индивидуальных консультаций, что помогает учащимся освоить новые способы работы,  способствует повышению качества.  Проектная деятельность требует особой подготовки учащихся, необходимые в постановке задачи, в способах решения данной задачи и оформление результата. Решение задачи включает в себя: сбор материалов по разным источникам, обработка, получение результата и непосредственное представление итогов своей работы. Учитель помогает выбрать тему, составить план работы и подобрать источники информации. Роль сотрудников лаборатории сводится при этом к координации и консультированию учащихся на разных этапах проектной деятельности.

В результате освоения содержания программы «Компьютерные технологии в  географии» ожидаются:

  • · Развитие умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся;
  • · Учащиеся имеют понятие о современных информационных технологиях, источниках данных и  ее техническом обеспечении. 
  • · Применение геоинформационных систем (ГИС) в обучении географии дает большие возможности для наглядности, доступности географической информации, а также может использоваться в подготовке практического материала для научных исследований.
  • · Формируется новые формы мышления, увеличивается интерес к предмету в ходе получения ими дополнительной информации.