Концепция этно-художественного профессионального образования, разработанная в Якутском колледже технологии и дизайна диктуется следующими факторами развивающей воспитательной среды:
- социальными: прикладное художественное творчество есть эффективное средство облагораживания культурно-образовательных потребностей молодежи;
- психологическими: прикладные виды творчества являются действенным средством для гармоничного развития творческой личности, исходя из мотиваций, намерений, ценностных ориентаций;
- эстетическими: вместе с привитием навыков и умений художественного творчества развивается любовь к Красоте.
В нашем колледже технологии и дизайна традиционных промыслов ведется подготовка обучающихся по творческой специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Если рассмотреть понятие «творчество» в аспекте развивающей воспитательной среды, то можно отметить трактовку в следующем ключе «…творчество - это деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей. Это сам процесс достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама развивается». (1)
В своей кураторской деятельности стараюсь организовать диалог – общение с обучающимися группы ДПИ 13-Ю (ювелиры) как «феномен встречи» и «феномен понимания». В этом способствует педагогический потенциал воспитательной среды для саморазвития личности обучающегося. Речь идет не только о воспитательной среде «как не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует» (2)
Исходя из вышеизложенного, моя деятельность куратора состоит из следующих функций:
1. адаптивно-социализирующая призвана социализации обучающихся во всех направлениях (профессионализация, научно-исследовательская, мотивация получения качественного образования и др); В этом направлении достигнуты результаты: в республиканских, всероссийских, международных НПК различных направлениях (в основном по спец. предмету) где, успешно выступили Колодезников Павел, Кычкина Валерия, Уарова Татьяна, Так же танцевальный ансамбль «Тэтим» занимали 2-ое место в международном фестивале «АЛТЫН МАЙДАН - Якутия» и дипломы в общегородских мероприятиях.
2. диагностическая – изучение индивидуальных особенностей обучающихся, настроения, интересов, на определении их вовлеченности в молодежные субкультуры. Мои обучающиеся, Артемьев Петр активно участвует в республиканских мероприятиях, например, весенний рок фестиваль Фестиваль «Лазер – Таге» в г. Якутске». Применение диагностических методов позволяет своевременно выявлять те или иные проблемные вопросы обучающихся.
3. организационно-деятельная функция направлена на организацию совместной деятельности. Были организованы и проведены тематические кураторские часы: «Неделя якутского языка», «День матери», «День семьи», «День студента», «День защитников отечества», «международный женский день» и другие. Обучающиеся активно участвуют в мероприятиях колледжа: Форд Бояр, КВН, и т.д., а также в спортивных мероприятиях.
4. воспитательная функция означает проведение системы мероприятий, направленных на освоение обучающимися тех или иных общих компетенций в рамках стандарта ФГОС СПО;
5. рефлексивная функция способствует обучающимися проанализировать результаты своего профессионального обучения, соотнести полученные результаты с поставленными перед ними целями и задачами, осознать личный вклад в достижение полученных результатов и скоординировать свою дальнейшую деятельность.
В своей кураторской деятельности активно применяю метод стимулирования и мотивации деятельности, поведения личности.
Таким образом, приоритетная задача куратора – подготовка обучающихся к вхождению в мир культуры, т.е. создание условий для культурной самоидентификации будущего ювелира.