Полный текст статьи
Печать

Образование (в частности, дошкольное) в последние годы стало объектом особо пристального внимания со стороны государства. Свидетельством этому может служить принятие важных нормативно-правовых документов: прежде всего, Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С вступлением в силу этого закона дошкольное образование обрело статус: первый самостоятельный уровень общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвердил «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО), который вступил в силу 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) содержит обязательные требования к дошкольному образованию. Предмет регулирования стандарта – отношения в образовательной сфере, которые возникают в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт заменил собой федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые были введены в 2009 году. Новый стандарт принят с целью приведения структуры программы, а также условий ее претворения в дошкольных образовательных организациях к единым требованиям, что должно способствовать обеспечению преемственности программ дошкольного и начального образования. В Стандарте определяется статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: в первый класс школы воспитанник дошкольной образовательной организации должен прийти с определенным уровнем развития. Педагоги дошкольного образования стоят перед сложной задачей  обучения и развития детей в соответствии со стандартами, но, тем не менее, учитывая индивидуальность каждого ребенка, в этом и состоит главная цель введения ФГОС.

Изменения, которые произошли в современной системе образования в последнее время, обусловили важность повышения квалификации и профессионализма педагога, то есть, его профессиональной компетенции. В связи с этим возникают следующие проблемы, требующие разрешения:

1. Недостаточность уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО;

2. Низкая мотивация и психологическая готовность педагогов ДОО к изучению, апробации и внедрению в практику прогрессивных педагогических технологий;

3. Несформированность у воспитателей способности осознания и определения своих профессиональных возможностей. Неумение применять их в совместной работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Отсутствие достаточного развития навыков самообразования и работы с научной литературой по специальности, а также с современными техническими средствами.

В настоящее время, когда происходит процесс введения в практику работы дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО, педагоги оказываются вовлеченными в инновационный  процесс, в котором имеет место обновление самого содержания дошкольного образования, модернизация форм его реализации, а также оптимизация уже введенных в педагогическую практику методов и приемов обучения детей. Важно при этом осознать значимость  системно-деятельностного подхода. В процессе образования и воспитания в ДОО  у детей должны развиваться инициативность, самостоятельность, творчество. В связи со сказанным профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования становится особенно значима.