С начала XXI века проектирование различных моделей системы образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит среднему профессиональному образованию наладить собственную эффективную систему взаимодействия со студентом, с преподавателями, семьей и обществом в целом. Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов. Среди приоритетов развития инновационной деятельности выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.
Результатом работы тесного взаимодействия общежития с различными социальными партнерами станет идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер.
Таким образом, образовательный кластер (на примере данного общежития) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной воспитательной деятельности (общежития) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).
Перечислим необходимые ресурсы для создания воспитательного кластера.
Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; педагоги – психологи, социальные педагоги, воспитатели общежития, готовые организовать работу молодёжных клубов или других объединений для студентов.
Информационные ресурсы:
– информационный банк данных обо всех и для всех участников воспитательного кластера;
– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;
– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в воспитательный кластер в общую информационную среду образовательных учреждений.
Организационные условия:
– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность воспитательного кластера.
Цель программы является повышение эффективности развития системы социализации и воспитания на основе создания воспитательного кластера, обеспечивающего эффективное развитие личностного роста и потенциала студента.
Задачи:
1.Создание межсетевого пространства между образовательными учреждениями;
2.Методическое сопровождение работой сетевого кластера;
3.Увеличение охвата студентов внеурочной деятельностью.
Включение учреждений в данный кластер строится на принципах:
- взаимовыгодного сотрудничества,
- совместного использования имеющей базы и ресурсов.
Сотрудничество реализуется по направлениям:
1.Внеурочная деятельность студентов ( экомаркетинг):
2.Образовательные услуги:
- развитие кросс – культурных связей;
- медиобразование;
3.Работа с талантливыми студентами.
Структура и взаимодействие элементов кластера
Управленческое |
Педагогическое |
Социальное |
Разработка проекта кластера. Создание рабочей группы. |
Разработка программ по приоритетным направлениям деятельности |
Расширение внешних связей с заинтересованными организациями и учреждениями (кросс-культурное направление). |
Создание координационного совета |
Предоставление дополнительных образовательных услуг. |
Развитие социально – психологической компетенции участников |
Организация сотрудничества с заинтересованными субъектами |
|
Активная социальная деятельность по вертикали кластера |
Реализация программы кластера. |
Кружковая деятельность |
|
Контроль и мониторинг деятельности кластера |
Создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно – образовательной среды. |
Взаимодействие кластера со всеми субъектами профилактики |
Обобщение и распространение опыта работы |
Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников, задействованных в работе кластера. |
Привлечение сотрудников ИРОиПК, ПИ, СВФУ. |
Формы, методы и приемы работы.
- мастер- классы по профилям;
- обмен опытом в рамках совместных семинаров, конференций;
- участие в методической работе педагогических работников;
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг, повышение их качества.
Прогнозируемые результаты воспитательного кластера
Ожидаемые результаты |
|||
Систематическое и непрерывное выстраивание педагогического и воспитательного процесса. |
Улучшение кадровой инфраструктуры. |
Трансформация научно-педагогических наработок в инновации. |
Создание в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) условий для внеучебной работы со студентами. |
Индикаторы |
|||
Доля занятых внеурочной деятельностью – 50% от количества проживающих в общежитие. |
Доля охвата курсами повышение квалификации и переподготовки участников кластера- 100%. |
Доля распространение опыта на российском уровне – 25%; региональном уровне- 50% |
Доля развития человеческого капитала-40%.Расширение знаний, умений и навыков человека для удовлетворения многообразных потребностей через направленное воздействие социального партнёрства в условиях кластера. |