Полный текст статьи
Печать

С начала XXI века проектирование различных моделей системы  образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит среднему профессиональному образованию  наладить собственную эффективную систему взаимодействия со студентом, с преподавателями, семьей и обществом в целом. Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов. Среди приоритетов развития инновационной деятельности  выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.

Результатом работы  тесного взаимодействия общежития с различными социальными партнерами станет идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер.

Таким образом, образовательный кластер (на примере данного общежития) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной воспитательной деятельности (общежития) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Перечислим необходимые ресурсы для создания воспитательного кластера.

Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; педагоги – психологи, социальные педагоги, воспитатели общежития, готовые организовать работу молодёжных клубов или других объединений для студентов.

Информационные ресурсы: 

– информационный банк данных обо всех и для всех участников воспитательного кластера;

– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения; 
– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в воспитательный кластер в общую информационную среду образовательных учреждений.

Организационные условия:

– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность воспитательного кластера.

Цель программы является повышение эффективности развития системы социализации и воспитания на основе создания  воспитательного кластера, обеспечивающего  эффективное развитие личностного роста и  потенциала студента.

 Задачи:

1.Создание межсетевого пространства между образовательными учреждениями;

2.Методическое сопровождение работой сетевого кластера;

3.Увеличение охвата студентов внеурочной деятельностью.

Включение учреждений в данный кластер строится на  принципах:

- взаимовыгодного сотрудничества,

- совместного использования имеющей базы и ресурсов.

Сотрудничество реализуется по направлениям:

1.Внеурочная деятельность студентов ( экомаркетинг):

2.Образовательные услуги:

- развитие кросс – культурных связей;

- медиобразование;

3.Работа с талантливыми студентами.

Структура и взаимодействие элементов кластера

Управленческое

Педагогическое

Социальное

Разработка проекта кластера. Создание рабочей группы.

Разработка программ по приоритетным направлениям деятельности

Расширение внешних связей с заинтересованными организациями и учреждениями (кросс-культурное направление).

Создание координационного совета

Предоставление дополнительных образовательных услуг.

Развитие социально – психологической компетенции участников

Организация сотрудничества с заинтересованными субъектами

 

Активная социальная деятельность по вертикали кластера

Реализация программы кластера.

Кружковая деятельность

 

Контроль и мониторинг деятельности кластера

Создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно – образовательной среды.

Взаимодействие кластера со всеми субъектами профилактики

Обобщение и распространение опыта работы

 Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников, задействованных в работе кластера.

Привлечение сотрудников ИРОиПК, ПИ, СВФУ.

 

Формы, методы и приемы работы.

- мастер- классы по профилям;

- обмен опытом в рамках совместных семинаров, конференций;

- участие в методической работе педагогических работников;

-расширение спектра дополнительных  образовательных услуг, повышение их качества.

Прогнозируемые результаты воспитательного кластера

Ожидаемые результаты

Систематическое и непрерывное выстраивание педагогического и воспитательного процесса.

Улучшение кадровой инфраструктуры.

Трансформация научно-педагогических наработок в инновации.

Создание в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) условий для внеучебной работы со студентами.

Индикаторы

Доля занятых внеурочной деятельностью – 50% от количества проживающих в общежитие.

Доля  охвата курсами повышение квалификации и переподготовки участников кластера- 100%.

Доля распространение опыта на российском уровне – 25%;

региональном уровне- 50%

Доля развития человеческого  капитала-40%.Расширение знаний, умений и навыков человека  для удовлетворения многообразных потребностей через направленное воздействие социального партнёрства в условиях кластера.