Современный динамично развивающийся мир, его компьютеризация, реформизация образования определяет возрастную роль умственной и психологической подготовки дошкольников. ФГОС ДОУ [1] диктует следующие задачи развития дошкольников:
- Развитие интересов детей, их любознательности;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения, логического мышления и т.д.
Следует отметить, что достижение данных задач, возможно при вовлеченности детей в различные виды деятельности и соблюдения следующих условий:
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащения творческого воображения, мышления, памяти.
С.В. Герасимова определяет, что стимулом к активному использованию шахматной игры, с целью компенсации психического развития детей, послужил приказ Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системеобразования РФ от 18 мая 2004г. №2211[2]
Следует отметить, что, по мнению многих педагогов [2-5], достижение вышеуказанных задач возможно посредством обучения игре в шахматы. Кроме того, по мнению И.Г. Сухина [3,4], процесс игры в шахматы:
- помогает детям ориентироваться на плоскости;
- учит запоминать, сравнивать, обобщать;
- позволяет предвидеть результат своей деятельности;
- содействует совершенствованию таких ценностных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и пр.
Другими словами, в процессе обучение игре в шахматы у дошкольников происходит развитие важнейших познавательных процессов. Подробнее данные процессы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Познавательные процессы, развивающиеся при игре в шахматы
Исследования И.Г Сухина, С.В. Герасимова, В.И. Дубовского, Ю.В. Михайловой показывают, что важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.
Следует отметить, что при всей уже доказанной эффективности и положительном влияние на умственное воспитание дошкольника шахматной игры, единой методики обучения игре в шахматы не определено не в России не за рубежом.
В.И. Дубовский, предлагая свою методику обучения игре в шахматы, определяет, что в рамках фактического обучения, необходимо отходить от формальных шагов (описание шахматной доски, фигур и их функций). По его мнению, первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры. Например, изучение пешки и ее функций можно реализовать таким образом: познакомиться с фигурой, определить правила хода, расставлять только пешки по доске, отработать игру на практике (истребляя только пешки). В итоге побеждает тот, у кого остается хотя бы одна фигура, при этом в большинстве случаев соревнования заканчиваются вничью, и ребенок не чувствует себя ущемленным. Другими словами, воспитатель, обучая ребенка, создавая подобную ситуацию успеха, решает сразу две задачи: во-первых, поддерживает интерес ребенка к игре, а во-вторых, формирует умение владеть пешкой.
Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что само по себе обучение игре может иметь двойственный характер: первое – обучение непосредственно игре, второе – интеллектуальное развитие ребенка. Возрастные особенности детей диктуют отсутствие мотивации к обучению, поэтому, первоначальной целью должно стать интеллектуальное развитие.
Сложность игры, определяет возможным к вовлечению в процесс обучения старшей и подготовительной группе. При этом, условно весь процесс обучения можно разделить на несколько этапов. Следует отметить, что каждый этап позволит решать ряд задач.
Таблица 1
Этапы обучения игре в шахматы
№ / Этап |
Задачи |
||
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|
1. Изучение шахматной доски |
- познакомить с координационной системой - упражнять в количественном и порядковом счете |
- вызвать интерес к игре - развивать наблюдательность, внимание, память - развивать мыслительную деятельность |
- учить подчиняться правилам игры |
2. Знакомство с фигурами, их перемещением, взаимодействием |
|
- учить планировать действия, т.е. рассуждать - упражнять в сравнении, анализе, синтезе - тренировать внимание, память |
|
3. Освоение постановки шаха и мата, определение цели игры |
- вырабатывать технические навыки игры (раздумье, поиск, аргумент) |
- учить видеть цель игры, самостоятельно идти к ней - развивать самостоятельную гибкость мышления |
- •учить правильно реагировать на проигрыш и победу |
4. Решение этюдов, задач |
- закрепить знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата - закрепить игровые навыки - учить рассуждать, делать умозаключения - разбор этюдов, задач |
|
|
5. Знакомство с тактическими приемами. Игра всеми фигурами |
- расширить знания о тактических приемах
|
- активизировать мышление - развивать творчество, самостоятельность |
- воспитывать самостоятельность |
Отметим, что со временем, от первого этапа к пятому происходит смена приоритета в задачах, если на 1-2 этапе мы занимаемся развитием памяти, логики, мышления, на 3 этапе воспитываем самостоятельность, принятие правил, то к заключительным этапам обучения 4-5, мы уже обручем конкретным тактическим приемам.
Безусловно, обучение игре в шахматы, как и весь образовательный процесс в ДОУ, должен соответствовать требованиям, выдвигаемым в ФГОС. Исходя из этого, на базе ДОУ можно организовать:
1) специальное образовательное обучение игре (занятие кружка, шахматной студии);
2) обучения в процессе занятий по программе (через игровую деятельность (сюжетно-ролевую, словесную, интеллектуальную игру); речевую деятельность (шахматные сказки, стихи, загадки, рассуждения); театрализованную деятельность (постановка сказок, шахматных историй, инсценировки партий); трудовую деятельность (изготовление шахмат на занятиях по лепке) и т.д.).
Возрастные особенности дошкольников диктуют особенности используемых форм, методов и приемов работы, соблюдение которых позволит сделать обучение игре в шахматы эффективным. Рассмотрим их подробнее.
Первое, на что стоит обратить внимание – это формы занятий. В зависимости от цели и задач каждого занятия, педагогику необходимо комбинировать используемые формы. Например, педагог вводит понятие «Ход конем», спрашивает у детей, что вы знаете о том, как «Ходит конь» - это будет являться фронтальной формой. Затем, работая индивидуально с каждым ребенком, показывает ход движения на шахматной доске.
Методы работы, должны быть преимущественно игровые, наглядные и практические. Следует отметить, что выбор данных методов обусловлен дидактическими принципами наглядности и связано с особенностями детского мышления. Например, педагог знакомит дошкольников с формой каждой фигуры, просит объединить их на группы, назвав, сколько шахмат каждой фигуры ему встретилось.
В рамках обучения игре в шахматы, можно использовать инновационные педагогические технологии. И.В. Михайлова [5] определяет, что подготовка юных шахматистов возможно посредством компьютерных шахматных программ. Безусловно, активное внедрение компьютеров и гаджетов в образовательный процесс и специфика игры, делает возможным использования специальных программ в процессе обучения игры в шахматы.
Резюмируя вышесказанное следует отметить, что обучение игре в шахматы должно проводится на доступном для детей уровне, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В своей работе педагогам нужно следовать дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.