Полный текст статьи
Печать

Современный динамично развивающийся мир, его компьютеризация, реформизация образования определяет возрастную роль умственной и психологической подготовки дошкольников. ФГОС ДОУ [1] диктует следующие задачи развития дошкольников:

  1. Развитие интересов детей, их любознательности;
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
  3. Развитие воображения, логического мышления и т.д.

Следует отметить, что достижение данных задач, возможно при вовлеченности детей в различные виды деятельности и соблюдения следующих условий:

-        использование дидактических игр;

-        применение методов обучения, направленных на обогащения творческого воображения, мышления, памяти.

С.В. Герасимова определяет, что стимулом к активному использованию шахматной игры, с целью компенсации психического развития детей, послужил приказ Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системеобразования РФ от 18 мая 2004г. №2211[2]

Следует отметить, что, по мнению многих педагогов [2-5], достижение вышеуказанных задач возможно посредством обучения игре в шахматы. Кроме того, по мнению И.Г. Сухина [3,4], процесс игры в шахматы:

-        помогает детям ориентироваться на плоскости;

-        учит запоминать, сравнивать, обобщать;

-        позволяет предвидеть результат своей деятельности;

-        содействует совершенствованию таких ценностных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и пр.

Другими словами, в процессе обучение игре в шахматы у дошкольников происходит развитие важнейших познавательных процессов. Подробнее данные процессы представлены на рисунке 1. 

Рисунок 1 – Познавательные процессы, развивающиеся при игре в шахматы

Исследования И.Г Сухина, С.В. Герасимова, В.И. Дубовского, Ю.В. Михайловой показывают, что важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Следует отметить, что при всей уже доказанной эффективности и положительном влияние на умственное воспитание дошкольника шахматной игры, единой методики обучения игре в шахматы не определено не в России не за рубежом.

В.И. Дубовский, предлагая свою методику обучения игре в шахматы, определяет, что в рамках фактического обучения, необходимо отходить от формальных шагов (описание шахматной доски, фигур и их функций). По его мнению, первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры. Например, изучение пешки и ее функций можно реализовать таким образом: познакомиться с фигурой, определить правила хода, расставлять только пешки по доске, отработать игру на практике (истребляя только пешки). В итоге побеждает тот, у кого остается хотя бы одна фигура, при этом в большинстве случаев соревнования заканчиваются вничью, и ребенок не чувствует себя ущемленным. Другими словами, воспитатель, обучая ребенка, создавая подобную ситуацию успеха, решает сразу две задачи: во-первых, поддерживает интерес ребенка к игре, а во-вторых, формирует умение владеть пешкой.

Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что само по себе обучение игре может иметь двойственный характер: первое – обучение непосредственно игре, второе – интеллектуальное развитие ребенка. Возрастные особенности детей диктуют отсутствие мотивации к обучению, поэтому, первоначальной целью должно стать интеллектуальное развитие.

Сложность игры, определяет возможным к вовлечению в процесс обучения старшей и подготовительной группе. При этом, условно весь процесс обучения можно разделить на несколько этапов. Следует отметить, что каждый этап позволит решать ряд задач. 

Таблица 1

Этапы обучения игре в шахматы

№ / Этап

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Изучение шахматной доски

- познакомить с координационной системой

- упражнять в количественном и порядковом счете

- вызвать интерес к игре

- развивать наблюдательность, внимание, память

- развивать мыслительную деятельность

- учить подчиняться правилам игры

2. Знакомство с фигурами, их перемещением, взаимодействием

 

- учить планировать действия, т.е. рассуждать

- упражнять в сравнении, анализе, синтезе

- тренировать внимание, память

3. Освоение постановки шаха и мата, определение цели игры

- вырабатывать технические навыки игры (раздумье, поиск, аргумент)

- учить видеть цель игры, самостоятельно идти к ней

- развивать самостоятельную гибкость мышления

- •учить правильно реагировать на проигрыш и победу

4. Решение этюдов, задач

- закрепить знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата

- закрепить игровые навыки

- учить рассуждать, делать умозаключения

- разбор этюдов, задач

 

 

5. Знакомство с тактическими приемами. Игра всеми фигурами

- расширить знания о тактических приемах

 

- активизировать мышление

- развивать творчество, самостоятельность

- воспитывать самостоятельность

Отметим, что со временем, от первого этапа к пятому происходит смена приоритета в задачах, если на 1-2 этапе мы занимаемся развитием памяти, логики, мышления, на 3 этапе воспитываем самостоятельность, принятие правил, то к заключительным этапам обучения 4-5, мы уже обручем конкретным тактическим приемам.

Безусловно, обучение игре в шахматы, как и весь образовательный процесс в ДОУ, должен соответствовать требованиям, выдвигаемым в ФГОС. Исходя из этого, на базе ДОУ можно организовать:

1) специальное образовательное обучение игре (занятие кружка, шахматной студии);

2) обучения в процессе занятий по программе (через игровую деятельность (сюжетно-ролевую, словесную, интеллектуальную игру); речевую деятельность (шахматные сказки, стихи, загадки, рассуждения); театрализованную деятельность (постановка сказок, шахматных историй, инсценировки партий); трудовую деятельность (изготовление шахмат на занятиях по лепке) и т.д.).

Возрастные особенности дошкольников диктуют особенности используемых форм, методов и приемов работы, соблюдение которых позволит сделать обучение игре в шахматы эффективным. Рассмотрим их подробнее.

Первое, на что стоит обратить внимание – это формы занятий. В зависимости от цели и задач каждого занятия, педагогику необходимо комбинировать используемые формы. Например, педагог вводит понятие «Ход конем», спрашивает у детей, что вы знаете о том, как «Ходит конь» - это будет являться фронтальной формой. Затем, работая индивидуально с каждым ребенком, показывает ход движения на шахматной доске.

Методы работы, должны быть преимущественно игровые, наглядные и практические. Следует отметить, что выбор данных методов обусловлен дидактическими принципами наглядности и связано с особенностями детского мышления. Например, педагог знакомит дошкольников с формой каждой фигуры, просит объединить их на группы, назвав, сколько шахмат каждой фигуры ему встретилось.

В рамках обучения игре в шахматы, можно использовать инновационные педагогические технологии. И.В. Михайлова [5] определяет, что подготовка юных шахматистов возможно посредством компьютерных шахматных программ. Безусловно, активное внедрение компьютеров и гаджетов в образовательный процесс и специфика игры, делает возможным использования специальных программ в процессе обучения игры в шахматы.

Резюмируя вышесказанное следует отметить, что обучение игре в шахматы должно проводится на доступном для детей уровне, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В своей работе педагогам нужно следовать дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны.