В последние десятилетия в стране разрушается не только общение людей друг с другом, но и идет нарушение семейных отношений. Из-за чего появляется различные отклонения психики детей. Негативным моментом является уровень детской преступности, рост агрессивности и жестокости в обществе.
Понятия «общение» и «взаимодействие» неразрывно связаны, взаимоотношения проявляются в общении. Особенности взаимоотношений и общении в семье создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности. Многочисленные исследования показывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи (А.Г..Харчев, Н.Я.Соловьев, В.И.Селиванов). Социально-педагогические исследования раскрывают влияние семейных взаимоотношений на поведение и личностные характеристики ребенка, проявляющиеся в общении (М.И.Буянов, И.В.Гребенников, В.И.Ширинский и др.). Основополагающими при определении теоретических понятий отношения и общения, в семье являются научные исследования выдающихся психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева. Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И.Буянова, И.Ф.Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношение между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в неблагополучных семьях.
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень разные. Особенно к таким типам семей относятся, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию).
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно. Но в этих семьях часто отсутствует теплое взаимоотношение друг с другом, поддержка, уважение и т.д. Поэтому со стороны педагогов, психологов этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей. Часто используются наиболее эффективные индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлечение таких родителей к наблюдению за детьми. Эти семьи наиболее уязвимы, и чем теснее будет налажено доверительное отношение, тем эффективнее будет результат.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его; когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи; когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей; когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающего в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД - это «поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы».
Проведенное нами исследование, целью которого является, изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье выявила, следующее:
1. В рамках использования методики «Неоконченные предложения» детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос проводится в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову. Цель данной методики - получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. Результаты этого обследования помогли выявить отношения детей к родителям.
Позитивные отношения наблюдаются у 17 детей (80,9%). Негативные отношения испытывают 4 детей (19,1%). Примерные ответы детей: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня»; «Моя мама ругается»; «Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает». В 50% случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, одна девочка пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим гулять».
По результатам выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка: боязнь физического наказания; страх остаться дома одному; отсутствие родительской ласки; крики родителей за проступки.
2. Для обследования родителей проведено тестирование. Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.
Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит об их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.
3. Методика «Моя семья» проведена в детском саду. Судя по рисункам, нормальные или позитивные детско-родительские отношения устанавливаются преимущественно с мамами. Так дети рисуют их, ярко раскрашивая, старательно выводя линии, себя они изображают рядом с мамой (72,3%). У части детей нет добрых отношений с другими членами семьи (19,7%). Один мальчик не нарисовал отчима, объяснил это тем, что он сидит в другой комнате. Часто проблемы у детей наблюдаются в отношениях со старшими или младшими братьями и сестрами (17%).
В результате проведенного исследования выявлено, что детско-родительские отношения, в первую очередь, должны строиться на правовой основе. Каждый родитель должен твердо знать и придерживаться тех законов, которые указывают на ответственность родителей за социальное благополучие детей.
Осуществленные методы позволили узнать, что проблема социального благополучия детей – актуальная проблема, так как, в большинстве семей (более 60%) есть те или иные проблемы. Способ решения этих проблем, на наш взгляд, прост. Воспитатель или другой любой педагог следить за детско-родительскими отношениями, вовремя выявлять проблемы, учить родителей правильно строить отношения с детьми, если же родитель сознательно не выполняет свои обязанности, вовремя нужно поднимать вопрос о том, имеет ли он право воспитывать своего ребенка.