Полный текст статьи
Печать

В педагогику термин «интерактивность» перешел из областей: теория  информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, дизайн, в частности проектирование  взаимодействия, и других. Среди практиков-дошкольников закрепилось устойчивое мнение, что информационные технологии являются важным средством формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации интерактивных методов общения и обучения. Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда — это система предметно-пространственных компонентов образовательной среды, обеспечивающая взаимодействие участников образовательного процесса во всех видах деятельности с информацией и технологиями. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательной организации способствует объединению информационной и образовательной сред, интегрированию современных технических средств обучения с классическими традиционными формами работы, появлению пространственно-модульных и предметно-конструкторских решений организации образовательного процесса с дошкольниками [1].

Интерактивность (от англ. interaction –«взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами: ребенок ↔ ребенок ↔ взрослый, участники образовательного процесса ↔ образовательная среда, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» [2], его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей (ребенок ↔ ребенок). Для этого игрушки должны иметь признаки интерактивности (ребенок ↔ образовательная среда): они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны, с другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.

Вывод Л.С. Выготского о трехстороннем активном процессе – «активен учитель, активен ученик, активна среда между ними» – позволяет рассматривать трех-компонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, не разделяя воспитание и образование. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена, по терминологии Л.С. Выготского, как «идеальная форма среды», т.е. то содержание культуры, которое было выработано человечеством в процессе исторического развития. Организованная в образовательном пространстве среда как совокупность отношений по осуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет в себе логику поведения и отношений между субъектами образовательного пространства. В этом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее не только как объект, но и как субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает определять других субъектов, управлять ими, требовать их изменения, проводить селекцию их состояний [3].

Анализ интерактивности среды в группах детского сада обычно требует изменений в содержании и организации методической работы с педагогами. Основной целью на данном этапе является «пробуждение» творческой инициативы педагога и формирование устойчивой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, связанной с проектированием развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями посредством создания интерактивной предметно-развивающей среды ДОО.

Оценить степень интерактивности предметно-игровой среды позволяют следующие параметры диагностики:

1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей (от 0 до 4 баллов):

-        эмоциональный интерес (1 балл);

-        познавательный интерес (без «угасания» первого) (1 балл);

-        практический интерес (1 балл);

-        гендерный интерес – учет интересов девочек и мальчиков (1 балл).

2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность ее преобразования в целом (от 0 до 3 баллов):

-        мобильность (1 балл);

-        гибкость (1 балл);

-        реализация принципа «возьми и измени» («действенность» среды – 1 балл).

3. Наличие и доступность, разнообразие авторских дидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребенка) – оценивается от 0 до 3 баллов.

4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями – оценивается от 0 до 3 баллов.

5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать ее интерактивной (0-3 баллов):

-        создание воображаемой ситуации, частью которой является среда (интерактивные панно и ширмы, атрибуты, придуманные детьми);

-        использование приемов формирования обратной связи при взаимодействии со средой (прием разговора от лица игрового персонажа, ручка, оставляющая «след» и т.д.);

-        владение воспитателем и родителями приемами усовершенствования среды через систему творческих заданий Торренса, Гилфорда, ТРИЗ-технологий.

Таким образом, возможности интерактивной среды оценивались от 0 до 16 баллов:

  • 0-4 балла – низкий уровень создания интерактивной предметно-игровой среды;
  • 5-8 баллов – удовлетворительный уровень создания интерактивной предметно-игровой среды, который, однако, сопровождается недостаточным использованием элементов среды и непредставлением детям возможностей для ее преобразования, наличием небольшого количества интерактивных и авторских дидактических пособий или их отсутствием;
  • 9-12 баллов – достаточный уровень создания и функционирования интерактивной предметно-игровой среды при эпизодическом соблюдении единства физической, социальной и познавательной активности воспитанников, временном поощрении самостоятельности и активности детей, связанной с изменением и совершенствованием среды;
  • 13-16 баллов – высокий уровень проектирования и функционирования интерактивной предметно-игровой среды, признаки интерактивного общения детей и взрослых в обыгрывании и изменении среды, включенность родителей в ее совершенствование.  

Диаграмма 1. Анализ интерактивности среды ДОО 

Мониторинг интерактивной среды проводился в МБДОУ Д/с №96 «Брусничка» ГО «город Якутск» в период с 2013г. по 2016г.:

  • 2013г. (7 баллов) – удовлетворительный уровень создания интерактивной предметно-игровой среды, который, однако, сопровождается недостаточным использованием элементов среды и непредставлением детям возможностей для ее преобразования, наличием небольшого количества интерактивных и авторских дидактических пособий или их отсутствием;
  • 2014г. (9 баллов) – достаточный уровень создания и функционирования интерактивной предметно-игровой среды при эпизодическом соблюдении единства физической, социальной и познавательной активности воспитанников, временном поощрении самостоятельности и активности детей, связанной с изменением и совершенствованием среды;
  • 2015г. (13 баллов) – высокий уровень проектирования и функционирования интерактивной предметно-игровой среды, признаки интерактивного общения детей и взрослых в обыгрывании и изменении среды, включенность родителей в ее совершенствование.
  • 2016г. (16 баллов) – высокий уровень проектирования и функционирования интерактивной предметно-игровой среды, признаки интерактивного общения детей и взрослых в обыгрывании и изменении среды, включенность родителей в ее совершенствование.

Разработанный мониторинг интерактивности образовательной среды ДОО, представленный совокупностью блоков (блок определения объектов управления, из которых будет поступать информация о состоянии и функционировании развивающей пространственно-предметной среды ДОО позволяет поэтапно отследить эффективность деятельности субъектов управления по улучшению условий реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС.