Полный текст статьи
Печать

В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека.

Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь психологическая зависимость от компьютера является не менее сильной, чем любая другая. К тому же современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Интернет стал главным источником информации, общения, развлечения, зарабатывания денег и еще много чего может предоставить Интернет.

Однако, в последнее время, психологи все чаще говорят о негативном влиянии виртуального мира на реальный мир. И на то есть все основания.

Сегодня в Интернете, который затягивает как болото, можно встретить людей любого возраста, социального статуса, национальности, вероисповедания – никто не может устоять перед ним.

Причины, по которым подростки приходят в Интернет, могут быть самыми разными, но итог всегда один и тот же – у всех пользователей Интернета в той или иной степени вырабатывается постоянная зависимость от виртуального мира.

Особенно пагубно виртуальная зависимость сказывается на детях и подростках. Многие родители сталкивались с ситуациями, когда подростки, увлеченные компьютерными играми, не могут элементарно запомнить банальное четверостишие. Подростковый мозг, заполненный информацией о многочисленных уровнях, особенностях их прохождения, ловушках, паролях отказывается воспринимать другую информацию.

Виртуальная зависимость (или нетаголизм) характеризуется болезненной неспособностью вовремя отключиться от сети, депрессией и подавленностью, если подросток не может выйти в Интернет или лишен этого на протяжении некоторого времени, порой совсем непродолжительного, а также нежеланием жить в настоящем мире, предпочтением виртуального пространства реальной жизни. К виртуальной зависимости относятся патологическое пристрастие к онлайн -  играм, информационный вампиризм, непреодолимое желание быть в сети.

Зависимость от социальных сетей, общения в чатах зачастую приводит к замене настоящих друзей виртуальными двойниками.

Разрушительное воздействие виртуальная зависимость оказывает и на семейные отношения – родных и близких заменяют новые онлайн – знакомые. Психологи все чаще регистрируют появление «компьютерных вдов» - жен интернет – зависимых людей.

Чаще всего виртуальной зависимости подвержены подростки с психологическими проблемами, подростки, сталкивающиеся с серьезными жизненными трудностями. Им проще общаться анонимно – под ником, и, испытывая иллюзию коммуникативной свободы, в действительности они еще более отдаляются от реальности. Человека перестают волновать социально – бытовые проблемы, его не интересует будущее, он не строит никаких планов. Все его существование отдано реализации своей зависимости.

Подмена реальности вызывает глубинные изменения личности, и проявляется это порой далеко не сразу. Но, в конечном итоге виртуальная зависимость приводит к деградации личности.

Причины возникновения подростковой компьютерной зависимости:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные психологические травмы в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Признаки зависимости подростка от компьютерной и виртуальной жизни:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Как бороться с привычкой, переросшей в зависимость?  Справиться с зависимостью подростков от компьютерных игр поможет ряд последовательных действий.   Прежде всего, необходимо ограничить время, в которое подростку позволяется играть на компьютере, четко установив его рамки. Обязательно «табу» должны быть вечерние часы: компьютерные игры в это время способны вызвать нарушения сна.   Необходимо также организовать свободное время подростка - прежде всего, найти в режиме его дня время для спортивной секции, чтобы компенсировать недостаток движения. Кроме того, можно записать его еще в один-два кружка: по мнению психологов, этот ход особенно хорош в том случае, если близкие друзья ребенка также являются заядлыми геймерами и все их разговоры вертятся вокруг компьютерных игр. Во-первых, ему будет полезно познакомиться со своими сверстниками, интересы которых не ограниваются прохождением очередного игрового уровня; во-вторых, времени на общение с прежним окружением у него будет намного меньше.   Самое главное в борьбе с детской компьютерной зависимостью - последовательность. Настаивайте на выполнении своих требований, не поддавайтесь на истерики и шантаж. Подростку обязательно следует объяснить, по какой причине были введены ограничения и какой вред его психическому и физическому здоровью может нанести регулярное многочасовое пребывание за компьютером. В то же время, психологи советуют оставлять ему определенный простор для изъявления собственных желаний - к примеру, самостоятельно выбирать ту или иную игру. Особенно важно это учитывать, если речь идет о подростке. Помните: наименее опасны в плане привыкания - игры-аркады с их коротким, неразвитым сюжетом и достаточно простой графикой.   Не стоит полностью запрещать подростку проводить время за компьютером: в конце концов, компьютерная техника - неотъемлемая и привычная часть современной жизни, кроме того, игра - совершенно естественное занятие для человека, в котором он испытывает определенную потребность. Важно лишь уберечь подростка от чрезмерного увлечения компьютерными играми, сохранить его здоровье и социальные навыки. Все хорошо в меру. Контролируйте  время подростка пребывания в Интернете. Виртуальная зависимость, также как и любая другая, развивается постепенно, незаметно для подростка. А вот лечится она с большим трудом и процент излечения, как отмечают специалисты, к сожалению, очень низкий.

Не дайте всемирной паутине бесповоротно затянуть Вас в свои сети. Ведь настоящая, реальная жизнь - рядом с Вами -  за пределами монитора.

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у  подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. 

В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить подростка от родителей. 

За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику подростка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности подростка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).

В целом педагогическое воспитание представляет собой комплекс мер в самом широком диапазоне, наиболее важными из которых являются:

  • · профилактика зависимости  среди подростков;
  • · коррекция поведения подростков;
  • · помощь в освобождении от зависимостей всем категориям граждан, не имеющим возможности освободиться самостоятельно;
  • · организация культурного досуга подростка;
  • · всеобщее перепрограммирование общественного сознания.