Полный текст статьи
Печать

Постановка и обоснование проблемы. Главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни [5, с. 127]. Семья – исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку [2, с.41]. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Из этого вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга и отдыха [1, с. 97].

Семья имеет огромное значение на формирование положительного отношения детей к труду. Среди воспитательных функций важным аспектом можно назвать следующее: формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них положительного отношения к трудовой деятельности.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская и др.

Вопросы возникновения, становления и развития общества в целом и теории воспитания, в частности научного обоснования о роли трудовой деятельности на воспитание детей, социально-экономической роли воспитания были рассмотрены К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным и А.С. Макаренко [3, с. 6].

Огромна роль семьи, роль родителей на формирование положительного отношения детей к трудовой деятельности. Уже в 2-летнем возрасте ребенок начинает активно опираться на наблюдения и подражание как на способы социализации [4, С.39]. Исследования показывают, что дети, наблюдая, с большой готовностью подражают благожелательным людям. Родители, обладающие высокими способностями проявления теплоты, оказываются более результативными воспитателями. Процесс воспитания происходит более эффективно, если взрослые последовательно демонстрируют желательное поведение. По убеждению ряда педагогов главные методы трудового воспитания в семье – это личный пример родителей, их отношение к труду, общие занятия, привлечение ребенка в разные виды трудовой деятельности. Так, летом дети работают вместе с родителями на сенокосе, где родители показывают и объясняют, как сгребать сено, как водить трактор, как собирать стог сена и т.д. Родители делятся впечатлениями о трудовой деятельности, знакомят детей со своими профессиями, рассказывают о своих трудовых успехах или неудачах, привлекают детей к сельскохозяйственным работам.

Вся деятельность детей должна быть ритмичной, с четким чередованием труда и отдыха. При этом отдых может быть кратковременным. Родители учат рациональным приемам работы, не допускают перегрузок и переутомлений. Они приучают своих детей умело чередовать работу с отдыхом, независимо от того, каким трудом они занимаются. Умственный труд учат чередовать с физическим трудом.

Труд в сочетании с активным отдыхом способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности и жизненной активности человека. Работа по дому воспитывает еще чувство долга, ответственность перед семьей, не дает развиться иждивенческим настроениям и эгоистическим наклонностям, а также оказывает положительное влияние на физическое развитие. Нередко родители, жалея детей, выполняют за них все. В выходные и в каникулярные дни разрешают детям, позже ложится и позже вставать, что нарушает установленный распорядок дня. Это наносит вред состоянию здоровья и ломает еще не совсем закрепившиеся положительные привычки и навыки.

Физиологическое утомление играет положительную, тренирующую роль, но если оно не проходит после отдыха, то наступает умственное переутомление.

Методика и результаты. Провели анкетирование среди учащихся шестого «е» класса средней общеобразовательной школы № 33 г. Якутска. По итогам анкетирования получили следующие результаты: 15 учащихся вполне справляются с трудовыми обязанностями дома, моют посуду, убирают комнату, вытирают пыль. Они сначала работают, потом выполняют домашние задания. У 13 учащихся после уроков дополнительные занятия по предметам, что остается очень мало времени на выполнение трудовых обязанностей. После школы они сразу садятся за выполнением домашних заданий, потом устают и иногда по дому ничего не делают.

Обсуждение и выводы. Правильно организованный труд способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности, повышению работоспособности детей. Умственное утомление у детей наступает быстрее, чем у взрослых, в силу несовершенности всех систем организма и в первую очередь центральной нервной системы. Поэтому следует чередовать умственный труд, в том числе выполнение домашних заданий, с трудовыми обязанностями по дому. После выполнения каждого домашнего задания, целесообразно делать паузы. А после окончания уроков в школе: занятия спортом или подвижными играми на воздухе, работа по дому, на участке и пр.