Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем увеличивается число усыновлений и появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства (семейные детские дома, патронатные семьи, деревни SOS и др.). Воспитывая усыновленного ребенка, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

По мнению Красницкой Г.С., приемная семья представляет собой форму устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки, попечительства и приемными родителями [4, с. 17]. В таких семьях складываются особенные, в большинстве случаев достаточно сложные и напряженные детско – родительские отношения, под которыми Варга А.Я. и Столин В.В. понимают систему разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям.

Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. К тому же они могут предъявлять к нему повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В тоже время родители не всегда способны эмоционально поддерживать ребёнка, находить с ним общий язык. Не добившись реальных и быстрых результатов в его воспитании, коррекции и развитии, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность, не замечая, что отчасти в этом есть и их вина. Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, со своими функциями в роли приёмных родителей, они нередко возвращают ребёнка, отказавшись от статуса приёмной семьи [4, с. 82].

Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, который чувствует в этом свою вину, после чего у него на всю жизнь может остаться впечатление что он никому не нужен. Для того чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо психологической вмешательство специалиста, способного помочь восстановить детско-родительские отношения между опекуном и опекаемым.

В настоящее время эффективным психологическим вмешательством является семейное консультирование, как способ специализированной психологической помощи по осознанию семейной проблемы, ее основных причин и поиске путей преодоления, а также принятия решения по затруднительным вопросам жизнедеятельности семьи [3, с. 215].

Представители различных школ (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Васильева Н.Л., Вовк А.И. и др.) интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования сформулировали следующие принципы и правила работы с семьей:

1. Установление раппорта и присоединение консультанта к клиентам.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор (Гордон Д.).

3. Обсуждение психотерапевтического контракта.

4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5. Проведение собственно консультирования.

а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения.

б) Совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений».

6. «Экологическая проверка»: консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

7. Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию результата”.

8. В ряде случаев необходимо произвести процедуру «отсоединения» [1, с. 112].

Традиционно основным методом психологического консультирования, а также семейного консультирования считается интервью, то есть психологическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Также в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма. Для обеспечения обратной связи используются такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография».

В связи со сказанным выше целью данного исследования является изучение динамики родительского отношения опекуна к опекаемому в ходе проведения семейного консультирования. Исследование проводилось на базе Амурской региональной общественной организации содействия приемным семьям «Мамонтенок» и проходило в четыре этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент I порядка для изучения родительского отношения у 6 опекунов в возрасте 25-35 лет. Он включал проведения опросника родительского отношения Столина В.В. и Варги А. Я. На втором этапе проведен формирующий эксперимент с включением опекаемых в возрасте 6-8 лет. Проводилось семейное консультирование в парах опекун и опекаемый в течение месяцах, направленная на коррекцию детско-родительских отношений. На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент II порядка с помощью той же выборкой и того же опросника. На четвертом этапе анализировались и интерпретировались результаты исследования.

После проведения констатирующего эксперимента I порядка, с использованием опросника родительского отношения Столина В.В. и Варги А. Я., были получены следующие результаты: 

Рисунок 1 –  Детско-родительские отношения

Анализируя представленную диаграмму можно отметить, что у испытуемых показатель по шкалам принятие (67%), симбиоз (50%) находится в норме, что может говорить о наличие у опекуна положительного отношения к ребенку. Он не устанавливает психологическую дистанцию между собой и им, старается быть ближе. Высокие показатели имеют 67 % испытуемых по шкале авторитарная гиперсоциализация и 50% по шкале «маленький неудачник», это свидетельствует о авторитарном отношении к ребенку, опекун требует от него безоговорочного послушания и задает строгие дисциплинарные рамки, относится к ребенку как к несмышлёному существу. Низкий показатель по шкале кооперация у 67% испытуемых, это свидетельствует о неспособности опекуна принять самостоятельность и инициативность ребенка (рис. 1).

На основании выше представленных результатов был проведен формирующий эксперимент, включающий семейное консультирование. Оно в большей степени было направлены на выстраивание партнерских и доверительных отношений между опекуном и опекаемым. 

После месяца был проведен констатирующий эксперимент II порядка, с использованием того же опросника, были получены следующие результаты:


Рисунок 2 -  Детско-родительские отношения после проведения семейного консультирования

Анализируя представленную диаграмму, можно отметить, что после проведения семейного консультирования уменьшился процент испытуемых с высоким показателем по шкалам авторитарная гиперсоциализация на 50%, маленький неудачник на 33%, с низким показателем по шкале кооперация на 50%. Можно предположить, что между опекуном и опекаемым выстраиваются доверительные и партнерские отношения. Опекун внимательнее стал к эмоциональным проявлениям опекаемого. Уменьшилось авторитарное отношении к нему. Опекаемому предоставляется самостоятельность, поощряется инициативность и активность (рис. 2).

Чтобы убедиться, что изменения были неслучайными после проведения семейного консультирования, использовался статистический Т - критерий Вилкоксона. Он предназначен для сопоставления показателей изменений на одной и той же выборке испытуемых в двух разных условиях. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в каком-то одном направлении более существенным, чем в другом. Критерий используется только на выборках от 5 до 50 [5, с. 87].

Были выдвинуты две гипотезы:

H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне.

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне.

С помощью Т-критерия Вилкоксона была проведена обработка результатов исследования родительского отношения опекуна к опекаемому по опроснику родительского отношения  В.В. Столина и А.Я. Варги. В таблице 1 представлено Тэмп и Ткр.

 Таблица 1

Тип ДРО

Тэмп= ∑Rr

Ткр

Принятие-отвержение

1

 

p≤0,01 Т=0

p≤0,05 Т=2

Кооперация

1

Симбиоз

1

Авторитарная гиперсоциализация

1

Маленький неудачник

1


Сравнивая Тэмп и Ткр, получаем Тэмп ≤ Ткр., следовательно, гипотеза Н0 отвергается, а гипотеза Н1 принимается – интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне, значит результаты исследования изменились, семейное консультируйте дало результаты.

В итоге можно сделать вывод, благодаря сессиям семейного консультирования достигнута положительная динамика родительском отношении опекуна к опекаемой. Снизилась авторитарное отношение к ребенку, опекун принимает интересы и увлечения ребенка, верит в его силы, предоставляет самостоятельность и инициативность.