Полный текст статьи
Печать

Семья является главным институт формирования личности индивида. Ребенок сохраняет в течение всей последующей жизни то, что приобрел в детские годы в семье. Ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность. Психика детей характеризуется рядом особенностей. Следует подчеркнуть наиболее важные ее качества: впечатлительность, ранимость и хрупкость при неблагоприятных ситуациях, робость, стеснительность [1, 16 с.].

Проблема психологического здоровья ребенка привлекала и привлекает внимание многих исследователей: А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Гаранян, И.В. Давыдова, В.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Никифоров, В.Э. Пахальян, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Холмогорова, О.В Хухлаева, Д.Б. Эльконин. Каждый из них выделяет различные факторы, влияющие на психологические здоровья ребенка, но все они приходят к мнению, что важным фактором являетсяродительское отношение. Влияние родителей на психологическое здоровье ребенка изучается, с начала ХХ века. Изучением влияния семейного воспитания на становление личности ребенка занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи: М.И. Лисина, А.И. Захаров,  Э. Берн, Р. Бернс, Д. Куперсмит, Д. Сирс. В ходе исследований и теоретических обоснований данного ряда авторов, было выявлено, что влияние семьи на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи, от наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания, и, бесспорно, от личности родителей. Выбираемое отношение к ребенку зависит от значения, которое родитель придает миру и самому себе, от его целей, направленности устремлений, а также от актуальных способностей, которые определяют наше поведение во взаимодействии с ребенком и играют важную роль в его психологическом здоровье [3, 67 с.].

По мнению Н. Пезешкиана, актуальные способности – это поведенческие и социальные нормы, развитые у каждого человека в разной степени. По своему психологическому содержанию они подразделяются на первичные и вторичные способности, которые имеют свои крайности или полюса [2, 87 с.].

В процессе воспитания родитель применяет актуальные способности в той степени и крайности в которой они развиты. И если какая-либо актуальная способность у него чрезмерно или плохо развита, она будет влиять на отношение к ребенку и способствовать ухудшению его психологического здоровья. Например, возьмем такую первичную актуальную способность как терпение, которое подразумевает под собой, по мнению Н. Пезешкиана, умение ждать, отсрочивать удовлетворение желаний, а также готовность предоставлять себе и другим время для формирования и развития различных способностей, несмотря на сомнения и разочарования [2, 92 с].

Представим, что у родителя плохо развито терпение, следовательно, он будет проявлять нетерпимость по отношению к ребенку, постоянно поторапливать, требовать быстрого выполнения действий. А если ребенок не может выполнить таких требований, родитель будет проявлять раздражение, агрессивность, гнев в отношении него. Это будет приводить к замкнутости, неуверенности, тревожности, чувство отчужденности от родителей.  А также к развитию психосоматическихзаболеваний, таких как бронхиальная астма, формирующееся на основе отвержения родителем; заболевание желудочно-кишечного тракта (диарея), как неспособностью соответствовать требованиям родителей, заболевания горла (ангина), как невозможность выразить злость, обиду, гнев в отношении родителей.

Во время поступления в школу нетерпеливый родительзавышает требования к ребенку и стремится к тому, чтобы он добился быстрых результатов в учебе.  И если еготребованиене осуществляется, появляется злость в отношении ребенка, обесценивание малейшего его успеха, либо просто родитель начинает делать все за него. А ребенок в это время чувствует свою вину, неполноценность и каждый раз, когда у него будет не получаться сразу, он будет разочаровываться в себе все больше и больше, что может привести к аутоагресии. Со временем будет формироваться нерешительности, низкая самооценки, недовольство собой и своими успехами, нетерпеливость, стремление ребенка соответствовать критериям окружающих. Он будет от себя требовать все больше и большеи разучится понимать границы своих возможностей. В результате каждая ошибка будет становиться не способом двигаться вперед, а катастрофой. Помимо этого, будут развиваться такие психосоматические заболевания, как язвенная болезнь (чувство вины перед родителями, за свою не успешность), бронхит (переживание безысходности, невозможность выразить негативные эмоции открыто).

Прежде чем анализировать влияние на развитие ребенка такой вторичной актуальной способности родителя, как пунктуальность, следует отметить, что под пунктуальностью Н. Пезешкиан понимал особенную характеристику человека, которая обозначает крайнюю систематичность, следование правилам, особенно в отношении времени [2, 95 с].

Предположим, что у родителя актуальная способность пунктуальность развита до степени сверхпунктуальности. Родители все делают точно в срок, малейшее опоздание для них – это провал. Ребенок не успел подумать, чего хочет,  как родитель уже выполнил это.  Во время утренних сборов, дабы избежать опозданий, вместо того, чтобы позволить ребенку самостоятельно собраться, родители «помогают» ему, делая абсолютно все за него, лишая при этом ребенка самостоятельности. На фоне этого у детей появляется тревожность – «не успеть сделать что-то срок», сопровождающая  его всю дальнейшую жизнь. Ребенок может просто не научиться ждать, как следствие,  возможно появление недоверия к окружающим: все опаздывают, значит, обманывают. Имеется вероятность развития страха ожидания, проявление чего будут конфликты внутриличностные и межличностные. В свою очередь,  родитель с недостаточно развитой пунктуальностью - непунктуальный, будет способствовать развитию у ребенка таких качеств, как хроническая непунктуальность – причина отсутствия доверия со стороны окружающих.

Как следствие, могут развиться психосоматические расстройства - способ самонаказания за сверхпунктуальность и непунктуальность.  Одним из таких заболеваний могут быть кожные заболевания. Проявление проблем с кожей, свидетельствующих о  нарушении контактов с миром. Могут возникнуть сердечно-сосудистые заболевании, в силу повышенной тревожности. Помимо этого, возможно появление расстройства ЖКТ, а именно: «медвежья болезнь», как средство защиты от контактов с внешним миром. Таким образом, актуальная способность пунктуальность, имеющая крайние проявления полюсов у родителей, может оказать влияние на психологическое здоровье ребенка и развитие у него психосоматических расстройств.

Таким образом, недостаточно развитые, либо гипертрофированные актуальные способности родителей, такие, как терпение и пунктуальность, ведут к дисгармоничному развитию личности ребенка, нарушению взаимодействия с окружающими людьми, снижению самооценки, неспособности понять и выразить свои потребности, к внутриличностному конфликту и неврозам, что способствует неблагоприятному психологическому здоровью ребенка и развитию психосоматических расстройств.

Восстановление психологического здоровья ребенка, прежде всего, зависит от родителей, следовательно, психологическая помощь ребенку осуществляется через психологическую помощь родителям, которая выполняется на основании двух целей. Первая заключается в терапии конфликтов, которые есть у самих родителей при воспитании ребенка, вторая в оптимизации детско-родительских отношений. Непосредственное взаимодействие психолога при работе с ребенком осуществляется через дифференцированную коммуникацию, использующую метафоры, сказки, притчи и народные мудрости. Значимая роль в психологической помощи ребенку отводится семейной терапии, которая строится на организации семейной группы, где восстанавливается зачастую утраченная связь между членами семьи [5, 135 с.].

Необходимо отметить, что причины психологических и психосоматических заболеваний в детстве часто следует искать в социальном окружении ребенка. При работе с психологическим здоровьем ребенка важным аспектом является выстраивание благоприятных детско-родительских отношений, что в свою очередь оказывает благоприятное воздействие на психологическое здоровье ребенка.