Постановка и обоснование проблемы. Социальные сети сегодня это один из самых посещаемых ресурсов в Интернете. По данным исследовательской компании comScore их используют около 85% от всех Интернет-пользователей мира.
Среди всех доступных простому пользователю Интернет-ресурсов наибольшей популярностью пользуются социальные сети, которые выполняют функции обмена мнениями, поддержки общения, получения необходимой информации.
Для современных подростков социальные сети – это «всё в одном»: в социальных сетях происходит общение, слушают музыку, просматривают видео, часто в последнее время используют социальные сети для обучения и подготовки к экзаменам.
Социальные сети, - это целый мир для подростка, в котором он удовлетворяют свои основные потребности в общении и др.
Ведь самое важное для подростков в этот возрастной период – это интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой стороны – поиск себя. В качестве достоинств социальных сетей, таких как «Facebook», «ВКонтакте» и «Одноклассники», отметим то, что в них технически реализованы основные нужды общения молодых людей. Конкретнее - это набор социальных инструментов и средств взаимодействия, необходимых для построения личного социального пространства.
Каждый пользователь социальной сети имеет свою личную страничку, которая содержит личную информацию о владельце ровно в том объеме, в котором он сам пожелает ее представить.
На своей странице можно размещать все виды мультимедиа материалов: текст, фото, аудио и видео. Для создания сообщений, адресованных другим пользователям, зашедшим на данную страничку, используется так называемая «стена». На стене может писать, как хозяин страницы, так и любой пользователь, в зависимости от установленных настроек.
Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из группы «узлов», которыми являются социальные объекты (люди, группы людей, сообщества, организации) и связей между ними (социальных взаимоотношений). В общераспространенном понимании социальная сеть - это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой. В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социальных объектов и определенное множество отношений между ними.
Эллисон и Бойд определили социальную Интернет-сеть как веб-сервис, позволяющий пользователям:
1) создавать открытые (публичные) или частично открытые профили пользователей;
2) создавать список пользователей, с которым они состоят в социальной связи;
3) просматривать и «трассировать» свой список связей и аналогичные списки других пользователей в рамках одной системы.
По мнению Е.Д. Патаркина социальные сети - это платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом.
Итак, социальная Интернет-сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:
- содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;
- сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);
- пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;
- пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.
Среди функций социальной сети следует выделить следующие:
1. Коммуникационная. В рамках коммуникационной функции люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты, комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей (сплочение и удержание социальных связей).
2. Информационная. Поток информации имеет двухстороннюю направленность, т.к. участники общения выступают попеременно и в роли коммуникатора, и в роли реципиента.
3. Социализирующая (саморазвитие, рефлексия в системе «друзей» и «групп»).
4. Самоактуализирующая (самопрезентация).
5. Идентификационная (при создании индивидуального профиля пользователь наполняет его информацией о себе - имя, дата рождения, семейный статус, школа, ВУЗ, интересы и пр., что позволяет осуществлять поиск анкет по заданным признакам).
6. Функция формирования идентичности. Это основной механизм, который позволяет человеку четко формулировать свои позиции в отношении других людей и групп.
7. Развлекательная. Социальные сети позволяют обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и мультимедиными файлами, кроме того, следует отметить значение виджетов - мини-программ развлекательного характера, создаваемых сторонними производителями для расширения возможностей пользователя (игры, медиа-приложения и т.д.).
Одни социальные сети ориентированы на поиск знакомых людей и общение с ними, другие представляют собой бизнес-сети, третьи созданы для общения людей.
Семья является фундаментальным социальным институтом, ответственным как за воспроизводство новых поколений людей, так и за их социализацию и интеграцию в общество.
Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающимися в жизни. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребёнка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком, характером управлением поведением ребенка со стороны родителей, количеством запретов.
Проблема на сегодняшний день в школе состоит не в повальном использовании социальных сетей подростками, а в том, что об этом не знают родители подростков, является ли проблема нехватки информации по данному вопросу у родителей подростков, чьи дети используют различные социальные сети для общения проблемой для самих родителей? Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.
Методика. С целью изучения мнения родителей было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители учащихся 7-10 классов, в количестве – 112 человек. Также с целью изучения распространения использования социальных сетей подростками было опрошено – 89 учащихся МОБУ СОШ №12 с 7-10 класс. Были получены следующие данные на основании которых были внесены изменения в школьный воспитательный план на 2017-2018 учебный год.
Анкета для родителей содержала следующие вопросы:
- Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?
- Если да, то в каких?
- Есть ли у вас социальная сеть для общения с родными?
- Считаете ли вы себя уверенным пользователем социальных сетей?
- Сколько времени вы проводите в социальных сетях? (примерно) Несколько часов, весь день, заглядываю редко и т.д.
- В каких вопросах вы считаете себя недостаточно осведомленными? (касаемо использования социальных сетей, интернета)
- Хотели ли вы посещать курсы (если таковые будут) или лекции по повышению интернет-грамотности?
- Какой характер управления поведением ребёнка? (авторитарный, либеральный, демократический)
- Каков характер запретов, ограничений на время, приводимое подростком в социальных сетях? (попустительский, ограничительный)
Опросник для подростков содержал следующие вопросы:
- Зарегистрирован ли ты в социальных сетях?
- Если да, то в каких?
- Какую из социальных сетей используешь чаще?
- Общаешься ли ты с родными через социальные сети?
- Сколько времени ты проводишь за общением в социальных сетях (примерно)? Несколько часов, весь день, заглядываю редко и т.д.
Результаты. В ходе опроса и анкетирования были получены следующие результаты. Подавляющее большинство и родителей, и детей используют социальные сети (89% родителей и 96% подростков). Исключение составляют семьи, не имеющие, по разным причинам, доступ к интернету в телефонах, гаджетах или на ПК. Самыми распространёнными социальными сетями для родителей МОБУ СОШ №12 являются:
- WhatsApp (91 родитель);
- Instagram (54 родителя);
- Одноклассники (73 родителя).
Наибольшее распространение среди опрошенных подростков получили следующие социальные сети:
- WhatsApp (78 учащихся);
- Facebook (44 учащихся);
- Instagram (71 учащихся);
- Twitter (32 учащихся).
Также большинство и родителей, и подростков в социальных сетях имеет специальные группы для общения с родителями или другими родственниками (около 70 % респондентов).
На вопрос сколько времени вы проводите в социальных сетях, и родители, и дети дали разные ответы. Причем, родители и дети, проводят за общением в социальных сетях достаточно много времени. Наиболее частые ответы на этот вопрос – «часто», «несколько часов», «весь вечер с перерывом на разные домашние дела».
Для общения подростки чаще используют социальные сети WhatsApp и Instagram (80% опрошенных). В данных социальных сетях происходит общение и деловое, и личное между одноклассниками, между знакомыми и друзьями, между родными, между учеником и учителем, классным руководителем. Через общение в социальных сетях решаются повседневные дела, учебные вопросы и т.д.
Многие родители из числа опрошенных считают, что они недостаточно осведомлены в вопросах общения в социальных сетях (76% родителей). Большинство родителей отметили, что, если бы в школе проводили какие-то бесплатные курсы или занятия, или уделялось специальное время на родительских собраниях (именно вопросам общения в социальных сетях), они бы уделили этим занятиям должное внимание и время.
Многие родители признались, что используют социальные сети для общения, но не владеют полной информацией о том, как обезопасить общение своего ребенка в подобных сетях, от информации, наносящей вред психическому здоровью. Также многие родители отвечают, что не в полной мере используют возможности своего сотового телефона в силу недостатка знаний и отсутствия информации. Были также ответы родителей, которые обеспокоены тем, что не всегда знают какая информация хранится в телефонах и компьютерах детей, в каких социальных сетях они зарегистрированы.
Выводы. Изучив и проанализировав полученные данные можно сделать следующие выводы:
- повсеместное использование сотовых телефонов, подключение гаджетов к интернету приводит к увеличению количества пользователей социальных сетей среди взрослых и детей;
- использование социальных сетей имеет очевидные плюсы (например, большое количество необходимой информации, мобильность в общении с людьми, находящимися в разных местах проживания), но также и минусы, среди которых и интернет-зависимость, большое количество информации (реклама, спам, порно сайты, детские «группы смерти» и т.д.) наносящей вред психическому здоровью ребенка;
- не все родители являются уверенными пользователями социальных сетей и ПК в целом;
- родителям необходимы консультации, помощь в получении информации о пользовании интернет-ресурсами от компетентных лиц.
Нет единой классификации стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давлении на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. На формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень образования, культуры, в том числе информационной культуры родителей, взаимодействия в семье.
Таким образом, школа, являясь образовательным центром села (МОБУ СОШ №12 расположена в селе Пригородный) может стать также центром обучения компьютерной грамотности населения, в первую очередь – учащихся и их родителей, проводя занятия, консультации силами педагогического коллектива и приглашенных специалистов, а также с привлечением родителей с целью формирования и повышения уровня педагогической и информационной культуры. Руководствуясь полученными результатами, а также пожеланиями родителей, педагогическим коллективом МОБУ СОШ №12 были внесены предложения по проведению серии тематических родительских собраний в 2017/18 учебного году.