Как бы не стоял вопрос о воспитании, разговор о семье всегда волнует педагогическую аудиторию. Учителю не просто увидеть во всей полноте картину современной семьи. И это не удивительно: семья чрезвычайно динамична и находится в постоянных интенсивных изменениях. Вместе с тем, педагог включен в жизнь людей, дети которых учатся в школе.
Проблема организации взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик–родитель–учитель» по формированию успешной личности отнюдь не является новой.
Так, деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально значимой задачи – подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе. Эта проблема волнует нас, педагогов и родителей с момента поступления ребенка в первый класс.
Мы знаем, что очень многое зависит не только от школы, но и от семьи. Еще в древности образование и воспитание детей во многом опиралось на традиции семейного уклада. Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и даже государственным контролем. Родители в законодательном порядке были наделены обязанностями по подготовке детей к трудовой и семейной жизни. Так, еще в древние времена в «Уставе князя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку сыновей и дочерей к будущей жизни.
А вот в 80-90- х годах нашего века разгорелась полемика: быть или не быть воспитанию в школе, и каким образом учебным учреждениям осуществлять взаимодействие с семьей.
Долгое время в обществе насаждалась идея о том, что воспитание должно быть коллективным и общественным. Два социальных института, «семья» и «школа», были закрыты для взаимодействия друг с другом. Это приводило к тому, что родители самоустранялись от воспитания собственных детей, перекладывая эту обязанность на учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школу, институт)
Образуя социальное поле деятельности личности, педагоги нашей школы проводят ряд мероприятий, направленных на осознание школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности.
Это зависит от установления особых доверительных отношений между учениками, родителями и педагогами, которые могут быть определены словами В.А. Сухомлинского «…духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность» мы при общении с родителями придерживаемся диалога, основанного на доверии друг к другу.
Так, совместная деятельность социального педагога, учителей, родителей по формированию успешной личности – это проведение тех же самых традиционных мероприятий: праздников, кружков по интересам, встреч, которые ведутся, независимо от того, в каком классе учится ребенок. Главное - уметь организовать сообщество родителей, желающих помочь школе, но самое главное, оказать духовную, моральную помощь собственному ребенку.
Так, коллектив школы вместе с родителями ставят цель формирования успешности детей, которое зависит от здоровья и стрессоустойчивости: умение слушать и слышать, умение понимать другого человека, экономического мышления, функциональной грамотности, информационной культуры и много другого. Сейчас мы понимаем, что именно совместное общение родителей, детей и учителей школы по проведению какого-либо мероприятия является основой формирования в наших детях современного мышления, помогающего строить взаимоотношения с окружающими и находить свое место в жизни.
На наш взгляд, на становление и сохранение здорового образа жизни детей коррекционной школы повлиял не только уклад, но также особенные мероприятия, проводимые в школе учителями, классными руководителями и родителями в течение всех школьных лет. Эти мероприятия проводились с участием родителей, родственников. Именно в окружении родных людей (учителей, родителей, одноклассников) воспринимались ценности дружбы, здоровья, природы. Представляется, что дети коррекционной школы надолго запомнят эти мероприятия, которые всегда проходили с участием родителей: выезд в туристический комплекс «Орто Дойду», семейные спортивные соревнования, выход в театры, музеи, цирк, и многое, многое другое.
Все эти запоминающиеся моменты школьной жизни, мгновения счастливой школьной дружбы, совместное неформальное общение формировали не только дружбу в классе, но и здоровье школьников, уважение и любовь к родной природе.
Даже самое разумное школьное воспитание не заменит полноценного контакта с отцом, матерью и другими близкими. Поэтому почти все школьные мероприятия должны проводиться с участием родителей. На сегодня хочется отметить, что проведенные с родителями традиционные праздники, сопровождавшиеся решением совместных целей и задач, каких-то особенных решений оставили в сердцах детей коррекционной школы незаменимое чувство родства. Именно такие мероприятия, благотворительные ярмарки, выставки, коммунарские сборы и многие другие помогали нам увидеть друг в друге какие-то особенные моменты.
Главным основанием для родительского авторитета, считал А.С. Макаренко, может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Также хочется отметить, что в коррекционной школе в силу того, что это особенная школа, родители имеют неплохой воспитательный потенциал.
Все знают, что самое трудное в работе любого педагога - это привлечение к участию в школьных делах отцов. Обычно они стараются помочь чисто физически и материально.
Педагогика признает за семьей эмоциональную связь с ребенком, и если авторитет родителей основан на этой связи, родители могут влиять на различные стороны жизнедеятельности своих детей. Не секрет, что отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Здесь же формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни, проявляется непоказное отношение к жизни, подлинное нравственное лицо членов семьи.