Введение
Социокультурная адаптирование ребенка с ограниченными возможностями в современном мире никак не становится меньше важной, её актуальность только лишь увеличивается. Всоответствиис сведениям ООН, всякая 10 семейство обществаразвивает детей с ограниченными возможностями, формирование какого отягощено неблагоприятными условиями, усугубляющими вопрос социально-культурной дезадаптации. В обстоятельствах упадка абсолютно всех крае в жизнедеятельности усиливаются противоречия воспитывающих ребенка с
ограниченными возможностями[1].
Это актуализирует потребность научного осмысления, а кроме того абстрактного объяснения и фактического формирования обстоятельств и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Процессы социализации и адаптации в сегодняшнем обществе объективно обусловлены тем обстоятельством, что общероссийский общество переживает воздействие двух масштабных, однако разнонаправленных тенденций. С одной стороны, продекларировано желание развиваться в направлении демократизации, повышения значимости прав человека, становления гражданского сообщества. С другой стороны, конкретные условия социального развития, примитивизация финансового базиса, хаотичность кризисных изменений, которые делают невыполнимой для индивидов проблему рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многочисленных людей обретает вынужденный характер, её сущность в наименьшей степени, она имеет целью выживание, а не развитие. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только лишь возрастает. Этому содействует большое число не до конца изученных условий. Важными среди них следует признать экологический, социальные и финансовые неурядицы, невысокий уровень медицины, и т.д. В нашей стране вплоть до основы 21-го столетия трудности инвалидов оставались где-то на периферии социального рассудки. Трудности людей с ОВЗ, в том числе и ребенка, сохранились «за рубежами» жизни здорового человека. Социализация, подготовка и формирование детей-инвалидов происходили в специализированных интернатах, почти отдельно от общества. В сегодняшнем мире совершается постепенное становление и усиление демократических эгалитарных направлений, принятие прав любой личности, за пределами зависимости от её физиологического, психологического либо умственного состояния. Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве любого ребенка воспитываться в семье (Соглашение о правах детей, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных органов в поддержку семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями. В настоящее время «оживились» и дисциплина, и практическая деятельность, и социальное понимание в взаимоотношении ребенка с ограниченными возможностями. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» начали заполняться иным вхождением, приобретать не только медицинский, однако и социальный смысл. Хотелось бы отметить, то что идет процесс перехода к наиболее человеческой и гибкой терминологии, в взаимоотношении детей теперь же нормой является заявлять не «инвалид», а «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Значительная часть ребенка с отклонениями в формировании, невзирая в старания, предпринимаемые сообществом с мишенью их преподавания и обучения, начав старшими, в действительности неискушенными к интеграции в социальнокультурную жизнедеятельность. Совместно с этим, итоги изучений и практическая деятельность подтверждают о этом, то что каждой индивид, обладающий недостаток формирования, способен присутствие определенных обстоятельствах быть полной персоной, совершенствоваться религиозно, гарантировать себе в физическом взаимоотношении и являться нужным окружению. В минувшие года в нашей государстве начало наиболее значительным желание к этому, для того чтобы поменять сформировавшуюся обстановку с учебой и обучением ребенка-инвалидов в наилучшую сторонку. Установлены в муниципальном степени надлежащие законодательные акты. Формируется концепция новейшего типа специальных органов – реабилитационных средоточий, специализированных коррекционных просветительных органов, дозволяющих в комплексе регулировать многочисленные трудности. Основы реализоваться организация высококвалифицированных экспертов, вызванных гарантировать общественную помощь ребенка с узкими способностями самочувствия. Нынешное отечественное право, создающее конкретный степень толерантности к ребятам с узкими способностями, соответствует общепринятым интернациональным эталонам и содержит гуманистическую нацеленность. В Российской федерации формируется и действует линия реабилитационных органов, средних учебных заведений-интернатов, средоточий общественной поддержки семье и ребятам-инвалиду, спортивноадаптивных средних учебных заведений с целью инвалидов и т.д. Этим никак не меньше, имеющаяся национальная концепция помощи ребенка с узкими способностями мало продуктивно разрешает их общественные трудности и потребует исследования новейшего расклада. С целью увеличения производительности постановления общественных трудностей ребенка-инвалидов нужен изменение раскладов к действу младенческой инвалидности в соответствии с сформировавшейся в регионах ситуации, с учетом их личных нужд и видов семьи, типов инвалидности и иных условий. Развитие и формирование общественного возможности ребенка с узкими способностями, их интенсивное содействие в существования сообщества имели возможность б содействовать последующему формированию экономики государства и её прочному функционированию. Вовлечение ребенка, обладающих трудности с физиологическим самочувствием, в социокультурную сферу собственной государства с мишенью их религиозно-креативного формирования, с целью чувства себе правомочными членами сообщества, а никак не изгоями – цель никак не только лишь отца с матерью и врачебных сотрудников, однако и общественных преподавателей и специалистов по психологии, сотрудников креативных, реабилитационно-педагогическх средоточий и цивилизованно-досуговых органов. Научные работники, практики, эксперты (врачи, специалисты по психологии, педагога, общественные преподаватели и общественные сотрудники) захвачены розыском линий и конфигураций интеграции ребенка с узкими способностями самочувствия в общество, возможностей их адаптации в огромном и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной адаптации ребенка с ограниченными возможностями, способным заинтересовывать процесс социализации и интеграции детей. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физиологические и высоконравственные страдания, в системе позитивного семейного общения приобретает помощь и опору[2]. Дети и молодые люди с ограниченными возможностями принадлежат к категориям населения, какие вправе воспользоваться защитой и поддержкой муниципальных организаций и органов, в том числе в решении вопросов досуга. Принимая во внимание структурную специфику инвалидности в современном мире, неоспорима важность области культуры, разных типов цивилизованной работы, с одной стороны, – возможной, а с иной, – как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья. «Социокультурная адаптация личности» – это процесс и в то же время концепция введения индивидуума в разнообразные общественные категории и взаимоотношения посредством организации совместной работы (в первую очередь в целом, видеоигровой, просветительной, рабочий и созидательной). Главной задачей у детей с ограниченными возможностями, чаще всего бытует одинокость, низкая самооценка и недостаток общественной уверенности в себя, подавленность, чувство отверженности из-за собственных недостатков, психологическая и физическая зависимость, а кроме того невыносимая неумение рассматривать собственные проблемы. Крайне острыми считаются проблемы в установлении и формировании отношений с ровесниками. Переоценка и недооценка собственных собственных сил, способностей, утверждения в мире у ребенка с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у простых детей . Исследование проблемы предоставил выразить догадку исследования, что подразумевает, что социокультурная и творческая среда обладают большими возможностями в формировании результативных условий для успешной адаптации ребенка, обладающих ограниченные возможности физиологического самочувствия, в том случае, если: дети, обладающие ограниченные способности физиологического здоровья, рассматриваются как равноправные члены сообщества; в семье и обществе нет предубеждения против больных детей, и они никак не находятся в позиции «изгои сообщества»; обучение, развитие и творческое формирование детей-инвалидов и здоровых детей осуществляется в школьных, реабилитационно-педагогических организациях в основе принципа интеграции; дети с ограниченными возможностями физиологического здоровья обладают равные возможности в творческой самореализации; коррекционно-развивающая деятельность центров помощи осуществляется на базе новых технологий, включающих современные методы, формы и средства работы с детьми-инвалидами. С целью раскрытия объективных закономерностей решения проблем социально-культурной адаптации необходимы достаточно продолжительные научные исследования. Если речь идет о ребятах с ограниченными возможностями, в таком случае процессы их социализации и адаптации приобретают особенно сложный характер и требуют особенно непростых исследований. Люди, ставшие инвалидами в силу травмы либо утраты здоровья, переживают деформацию какой-то уже сформировавшейся социальной ситуации и изменение уже сформировавшейся структуры личности, социальной значимости и статуса. Дети, родившиеся с физиологическими, психологическими и умственными отклонениями, сформировывают особенный тип личности, по-собственному приспосабливаются к общественной действительности, рассчитанной в «обычного», «типичного» индивида. Многие черты их характера, самоощущения, социальной роли создаются не под воздействием естественного ограничения здоровья, а под воздействием условий микро- либо макроокружения. Такие дети считаются жертвой из числа 2-ух групп воздействующих условий: в-первых, среда их жизнедеятельности не приспособлена к проживанию и полному социальному развитию детей с особыми нуждами. Большое число социальных барьеров мешает таким детям свободно перемещаться, полноценно воспринимать впечатления от действительности, осваивать необходимый объем социокультурной информации. В дальнейшем возникают ограничения на получение полноценного воспитания, на доступ к профессии, преграды для само обеспечения и самообслуживания. В систему этих барьеров оказываются втянутыми также семьи детей инвалидов, поскольку их выбор в пользу детей, воспитание ребенка дома, а не оставление его в муниципальном стационарном учреждении, становится практически непреодолимым препятствием для индивидуального развития, успешного профессионального и общественного подъема, обрекая семью в бедность и не перспективность. С другой стороны, дети-инвалиды считаются жертвами индивидуальных мнений и психологических стереотипов общества, пока еще не воспитавшего в себе толерантность к своим «другим», нетипичным членам. Происходит стигматизация инвалидности, которая на социально-психологическом уровне выражается в чувстве жалости и толерантной нетребовательности к детям инвалидам. Такая точка зрения случается присуща также семьям, в которых воспитываются эти дети; у них самих она формирует социальную халатность, демотивирует старания по личностному социальному росту, желание к саморазвитию, полной интеграции в общество [2]. Эксперты, работающие с детьми-инвалидами, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и способностями в области социокультурной помощи. Их информированность относительно потенциала воздействия этих факторов на личность детей с «особыми нуждами» в период социализации далека от полноты. Кроме этого, ограниченные социальные, финансовые, технические и культурные средства, которыми располагает система социальной реабилитации и социальной поддержки детей инвалидов, нередко вынуждают руководителей и специалистов организаций и учреждений социальной защиты осуществлять деятельность, направленную только лишь на удовлетворение витальных потребностей детей-инвалидов, тем самым пренебрегая возможностью полноценного формирования их персоны. Между этим, в ряде случаев разработка проектов социокультурного реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями может быть совершена без привлечения крупных экономических средств, на имеющейся материально-технической основе, кадрами экспертов реабилитационных центров. Для того, чтобы реализовать подобную возможность, следует исследование сущности, содержания и элементов социализации в ходе социокультурной помощи детей с ограниченными возможностями. Подобным образом, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную среду, тем менее он «уходит в болезнь», меньше надеется в чью-то постороннюю поддержку, а все более привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку в нахождение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и твердость. Социально-культурная адаптация считается основой социализации личности детей с ограниченными возможностями, его адаптации к интенсивной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.
Решение трудностей социокультурной адаптации представляет собой общественную значимость, усиление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.