Полный текст статьи
Печать

Развитие процессов произвольного контроля поведения относится к центральным проблемам психологии развития. Психологическая регуляция поведения способствует успешной социальной, интеллектуальной и профессиональной адаптации субъекта на протяжении всего жизненного пути. На современном этапе психологической науки вопросы саморегуляции поведения Е. А. Сергиенко рассматривает в контексте системно-субъектного подхода как представление о контроле поведения на индивидуальной основе саморегуляции. Автором контроль поведения понимается как психологический уровень регуляции, опирающийся на индивидуальные ресурсы человека, что обеспечивает индивидуальное своеобразие выбора способов адаптации. Данный процесс рассматривается как единое целое, включающее в себя три компонента регуляции (когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию, волевой контроль) (Сергиенко, 2009). На ранних этапах развития ребенка саморегуляции поведения рассматривается в работах Г.А. Виленской, где изучается характер взаимосвязи родительского отношения с различными аспектами контроля поведения и выбираемыми детьми конкретными стратегиями саморегуляции, которые различаются в зависимости от индивидуальных особенностей детей (темперамента). Г.А. Виленская и Е.А. Сергиенко считают, что в качестве внутреннего условия, опосредующего процесс взаимодействия ребенка со средой, выступает темперамент, модулирующий процессы эмоциональной регуляции, проявление когнитивных возможностей, адаптацию к социальной среде, являющийся одним из важных факторов, влияющих на формирование регуляции поведения, на характер и стратегии взаимодействия ребенка с миром (Сергиенко и др., 2010).

Особый интерес представляет изучение вопроса, связанных с семейными отношениями, что позволяет более полно оценить роль детско-родительских отношений в организации ребенком собственного поведения в разных жизненных ситуациях, когда необходимо проявить собственные ресурсы саморегуляции.

Семья претерпевает значительные преобразования, обусловленные политическими, социально-экономическими изменениями в стране, системой ценностей современного общества, направленностью на свои культурно-исторические и национальные истоки. В развитии ребенка большое значение имеет фактор детско-родительских взаимоотношений. Семья передает опыт и культурные традиции предшествующих поколений, закладывая ребенку модель поведения на его дальнейшую жизнь. В данном случае этнические особенности внутрисемейного общения формируют определенные личностные качеств ребенка, в частности, развитие контроля поведения ребенка. Особый интерес вызывает национальная специфика воспитательных воздействий на ребенка и особенности восприятия детьми конкретной национальности содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта различных народностей; конкретные формы и способы детско-родительских отношений на регуляцию поведения ребенка конкретной этнической общности.

В исследованиях Винокуровой У.А. о воспитании детей в семьях в районах Севера подчеркивается, что этот процесс осуществляется с учетом природно-климатических условий этого края. Взрослые всеми способами стремятся показать детям образец поведения как в быту, так и в процессе практической деятельности, чтобы формировать «у подрастающего поколения высокую нравственность». "Общесибирские представления о нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками складывались из суммы представлений многих поколений, племен, народностей. Идеал совершенной личности, поэтому может быть объективно представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке". Этот идеал предполагает единство физического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Использование народных традиций в подготовке подрастающего поколения к жизни сегодня приобретает особую актуальность, и в решении этой архиважной проблемы немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных поколениями народных масс. В течение многовековой истории малочисленные народы Севера создали уникальную систему воспитания, отражающуюся в детско-родительских отношениях. Мы предполагаем, что такая этническая специфика детско-родительских отношений будет отражаться и в особенностях регуляции поведения детей.

Среди факторов детско-родительского взаимодействия, оказывающих влияние на развитие контроля поведения ребенка, мы выделяем следующие моменты: воспитание ребенка и родительские установки; индивидуальные особенности (темперамент) членов семьи; этнические традиции как фактор, влияющий на характер детско-родительских отношений. Весь опыт совместного детско-родительского взаимодействия определяет стержень личности ребенка, в частности, в развитии его поведенческого компонента, что предполагает умение ребенком управлять своим поведением, регулировать эмоции и сформированность его волевых качеств, как самостоятельность, целеустремленность, самоконтроль.

 Традиционно исследования детско–родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем. Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско–родительских отношениях является активно–действенная позиция ребенка по отношению к родителю. Здесь мы опираемся на принцип, выдвинутый С.Л. Рубинштейном в его субъектно-деятельностном подходе и развиваемый в системно-субъектном подходе: «внешние предпосылки действуют через внутренние условия». Педагогическое мастерство родителей в развитии регуляции ребенка состоит в том, что они должны так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую они вначале осуществляют вместе, превратилась бы в процесс саморегуляции и самоорганизации ребенка.

Также мы хотим затронуть вопрос о роли индивидуальных особенностей человека в развитии контроля поведения, в частности, темперамента как способа индивидуальной адаптации. Тесная связь контроля поведения с характеристиками темперамента в раннем возрасте также подтверждает положение об индивидуальной ресурсной основе контроля поведения.  Поскольку темперамент можно рассматривать как один из ресурсов контроля поведения, мы полагаем, что дети с разным типом темперамента будут демонстрировать различные профили контроля поведения и по-разному реагировать на те или иные особенности родительского воспитания.

В данной работе мы в качестве выборки исследования остановились на детях младшего школьного возраста. Выбор этого возрастного периода обусловлен тем, что начало младшего школьного возраста является кризисным периодом в развитии регуляции, когда к ребенку, с одной стороны, предъявляется множество требований, касающихся его умения организовывать свое поведение в связи с началом обучения в школе, а с другой стороны – интенсивно развивается произвольность, волевое поведение, контроль импульсивного поведения, способность к планированию и целеполаганию. Волевые черты характера, такие как самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость в данном возрасте проявляются периодически при достижении целей, актуальных для ребёнка, и могут сочетаться с внушаемостью, неуверенностью в ситуациях, для решения которых он не обладает необходимым запасом знаний и опыта (Смирнова, 1990).

Цель исследования: изучить роль родительского отношения в развитии контроля поведения младших школьников в семьях народов Севера.

Гипотезы исследования. Мы предполагаем,что,

  1. контроль поведения ребенка и особенности семейного воспитания закономерно соотносятся. Наибольший вклад в контроль поведения вносят такие характеристики родительского отношения как эмоциональное принятие родителями ребенка и требовательность\строгость;
  2. контроль поведения детей различается в зависимости от культурных установок и этнических традиций воспитания, принятых в семьях;
  3. особенности семейного уклада (воспитания) являются одним из факторов развития контроля поведения;
  4. индивидуальные особенности детей и родителей (темперамент) связаны как с контролем поведения детей, так и с характеристиками семейного воспитания. 

Исследование данного вопроса имеет большую  практическую  значимость для родителей, специалистов в области образования и практической психологии в плане понимания особенностей развития  детей в семьях народов Севера, возможности использования данных результатов в деятельности  социально-психологических служб в школе, при организации обучения детей младшего школьного возраста, в учебных курсах, раскрывающих будущим педагогам и психологам специфику детско-родительских взаимоотношениях в семьях народов Севера, а также их влияние на развитие контроля поведения детей.