Полный текст статьи
Печать

Актуальность нашей темы заключается в том, что, один из основных принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьями, в целях обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Но с другой стороны существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы  ДОУ:

Проблемы воспитания, развития  детей решаются только образовательным учреждением и педагогами.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбирать соответствующие им формы работы с семьей.

Родители и педагоги не готовы иногда совместно взаимодействовать по реализации общеобразовательной программы.

И чтобы решить эту проблему, нами поставлена цель: «Совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе деятельности родительского комитета как самоуправляемого сообщества».

И следующие задачи:

- Способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников.

- Знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей.

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

- Организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребенка.

 - Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Наша работа с родителями основывается на следующих принципах:

  • Преемственность согласованных действий - Взаимопонимание семьи и ДОУ состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиции обеих сторон,  «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  • Открытость по отношению к семье воспитанника.
  • Индивидуальный подход - учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости интереса семья.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общении является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
  • Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Мероприятия по работе с родителями мы разделили на 4 основных направления:

1.Информационно – аналитическое - мы в начале года проводим анкетирование, родители заполняют анкеты, в которых мы узнаем более полные сведения о них, о ребенке, об увлечениях семьи. На родительских собраниях проводим тесты по темам: «Какой вы родитель», «Мой ребенок», «Как помочь учиться».  На дверях шкафов мы сделали копилки добрых дел: жучки и цветочки, в которых заклеиваем бабочки и точки по мере участия родителей в разных мероприятиях группы и ДОУ.

2. Познавательное -  ходим на экскурсии в музеи, на памятники города. В гости к нам приходят наши родители, которые рассказывают о своих профессиях, об увлечениях, проводят мастер- классы, нетрадиционные родительские собрания.

3. Наглядно – информационное - это участие в проектной деятельности, любой проект включает в себе работу с семьей; это доска объявлений, родительские уголки, которые используются для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

4. Досуговое – родители с большой активностью посещают праздники, театрализованные представления; участвуют в садовских, городских конкурсах, выставках, в спортивных мероприятиях и субботниках. Это конечно очень полезно для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По результатам  анкетирования мы выбираем активных родителей, готовых помочь в совместной работе, т. е родительский комитет.

Что нужно учитывать при выборе родительского комитета:

- Родительский комитет представляет интересы детей.

- В состав родительского комитета входят активные и авторитетные родители.

- Родительский комитет избирается на один год в составе 3-5 человек.

- Основанием для работы родительского комитета является план работы, утвержденный родительским собранием и согласованный с воспитателями.

- Председатель родительского комитета выбирается на общем собрании и входит в состав родительского комитета ДОУ.

- Родительский комитет группы согласует свою деятельность с воспитателями.

- Родительский комитет представляет интересы детей.

- По решению родительского собрания родительский комитет может быть расформирован.

Родительский комитет поставил перед собой цель: - это «Создание единого образовательного пространства через деятельность родительского комитета как самоуправляемого сообщества».

И работают по 3 направлениям:

Создание предметно - пространственной среды в групповой комнате, с внедрением национально - регионального компонента.

Участие в образовательном процессе и организации досугово - спортивных мероприятий.

Проектно – исследовательская  деятельность.

При создании предметно - пространственной среды родители придерживаются следующим принципам: доступность, безопасность, вариативность, полифункциональность и трансформируемость.

Благодаря родителям созданы центры:

  • Центр «Сюжетно-ролевые игры»;
  • Центр « Настольные - якутские игры»;
  • Центр театрализованной деятельности;
  • Центр коллекционирования;
  • Центр экспериментирования;
  • Центр оздоровления;
  • Центр спортивной деятельности;
  • Центр по ОБЖ и ПДД;
  • Книжный уголок « То5очоон»;
  • Мини – музей;
  • Центр по учебной деятельности;
  • Центр природоведения.

Таким образом,  в результате повысилась педагогическая компетентность, инициативность, активность у родителей; созданы социально-педагогические условия для построения единого образовательного пространства «ДОУ – семья – ребенок»; усилилось чувство единения, взаимопонимания, уважения и любви между детьми и родителями.

Мы не останавливаемся  на достигнутых позитивных изменениях и результатах, впереди нас ждет много интересных проектов по укреплению, совершенствованию партнерского взаимоотношения между родителями, педагогами и детьми.