Учителя начальных классов считают, что «нечтение» детей младших классов приведет к духовному отчуждению. В чем причина оторвать детей от книги и чтения? Практически у каждого найдется личное мнение. Одни считают, что виной всему неправильные программы обучения, не учитывающие интересы и возрастные особенности детей. Некоторые во всем винят гаджеты и родителей, не проверяющих время детей, проведенное у телевизора.
Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам. Весь путь своего отношения к книге ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он овладел как приспособлением для чтения. На помощь ребенку направлены все элементы книги: заглавия, иллюстрации, сведения об авторе, сноски, шрифты и т.д.
Чтение с помощью взрослых – это несамостоятельное детское чтение, т.к. книга не стала еще пока инструментом чтения, ребенок может читать лишь под руководством.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, анализируя вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, медлит события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Общее чтение роднит взрослых и детей, наполняет содержанием редкие и радостные минуты сердечного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце [4,с.25-26].
В воспитании детей велика роль семейных традиций. Они обеспечивают ребенку, который каждый день встречаются с непонятным и вдали не всегда приветливым окружающим миром, стабильность уклада жизни, уверенность в том, что близкие люди рядом. Традиции помогают сделать детство по настоящими чудесным и праздничным, учат детей воспринимать жизнь положительно, сохраняя гордость за себя и за свою семью [1, с.90].
Одной из важных семейных традиций является традиция семейного чтения.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и другие последствия информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное, готовит человека к взаимоотношению с книгой, поднимает и фиксирует внимание, вырабатывает потребность в чтении[2]. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у своих детей.
Нами было проведено исследование на выявление развитие читательской самостоятельности в семье на базе МОБУ «ЯГНГ» в г. Якутске учащиеся 2 «А» класса. Всего в классе было 30 учащихся. Основным методом был анкетирование, который состоялся из 10 вопросов. Экспериментальная работа проведена в 2 классе МОБУ ЯГНГ «Айыы кыhата» г. Якутске. Результаты рассмотрим на таблице
Таблица 1
Результаты распределения ответов
Вопросы |
Да |
Нет |
Иногда |
1. Любит ли ваш ребенок читать книги? |
21 (70%) |
0 |
9 (30%) |
2. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения? |
7 (23,3%) |
19 (63,3%) |
4 (13,4%) |
3. Дарите ли вы своему ребенку книги? |
(30) 100% |
0 |
0 |
4. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы? |
24 (80%) |
0 |
6 (20%) |
5. Подписаны ли вы на детские журналы? |
11 (36,7%) |
19 (63,3%) |
0 |
6. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное? |
23 (76,7%) |
0 |
7 (23,3%) |
7. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? |
21 (70%) |
4 (13,3%) |
5 (16,7%) |
8. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку? |
19 (63,3%)
|
0
|
11 (36,7%)
|
9. Есть у вас домашняя библиотека? |
18 (60%)
|
0
|
12 (40%)
|
10. Считаете ли вы себя активным читателем? |
30 (100%) |
0 |
0 |
Результаты показывают, что родители учащиеся 2 «А» класса являются средним читателям. На вопрос «Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?» ответили «да» - 21%, далее «нет» - 13,3% и «иногда» - 16,7%.
100% ответили «да» на вопрос «Считаете ли вы себя активным читателем?».
Опрос показал, что большинство родителей пытаются, чтобы их дети читали. Разумеют, что они ответственны за чтение детей, все хотят, чтобы их дети много читали, стали умными, эрудированными, образованными людьми.
Таким образом, мы предлагаем для родителей следующие рекомендации:
- читайте детям вслух с самого раннего возраста.
- покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка,
- не заставляйте ребенка читать силой, заинтересуйте его чтением,
- организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу,
- создайте в доме детскую библиотечку,
- берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
- поощряйте детей за чтение.
- подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов.