Полный текст статьи
Печать

Личностно-профессиональная самоактуализация  как средство формирования ценностных ориентаций будущего педагога предметом специального изучения педагогами, психологами недостаточно рассматривалось. В результате психолого-педагогического осмысления понятия «личностно-профессиональная самоактуализация», мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует однозначного толкования данного феномена.

  В описании механизмов  личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций будущего педагога мы опирались на работы С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова. По их мнению, личностно-профессиональная  самоактуализация - процесс пожизненного анализа индивидуально-психологических особенностей,  комплекса личностных и профессиональных качеств и умений, которые могут перевести личностно-профессиональную самоактуализацию в ценностную основу личности.

Процесс самоопределения и самоактуализации осложняется также социальными изменениями, происходящими в обществе. Неблагоприятным фактором является атомизм, выключенность молодого человека из активной жизни, превращение его в наблюдателя, порождает пассивность, нерешительность, несамостоятельность и утрату социальной ответственности. Вследствие этого снижается субъективная ценность самоопределения и возможность самовыражения, самоактуализации.

Актуальноре значение для формирования философских предпосылок понимания личностно-профессиональной самоактуализации имеют работы     Э.В. Ильенкова, который рассматривает формирование ценностей познания, личности, жизненных целей как на совокупность отношений человека «к самому себе как к никому другому», неповторимую в своей индивидуальности. Необходимость человека в знании о самом себе  и другом («Я – ценность» и «Другой как ценность»), соотнесение этого знания и предмета («Познание как ценность») проявляется в развитии личности посредством его личностно-профессиональной самоактуализации.

Также личностно-профессиональная самоактуализация представляет собой особое средство формирования ценностных ориентаций как и  смысловых установок, для нас важным является понятие смысла жизни. Путь к постижению смысла жизни, поиску своего места в жизни индивидуален.           Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека: «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать любое как» [10,с.172]. Именно данный исследователь выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека – смыслообразную активность.

Таким образом, личностно-профессиональная самоактуализация – целенаправленный (а значит осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, настоящем и будущем  времени, направленный на узнавание и изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, формирующего определенные ценностные ориентации на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактуализирующимися личностями можно назвать людей, обладающих способностью к познавательной активности, саморегуляции и самоорганизации, саморефлексии и рефлексии.

Мы полагаем, что формулировка интересующей нас категории должна быть наиболее универсальной по своему характеру и степени применимости к процессу формирования ценностных ориентаций будущих педагогов. Личностно-профессиональная самоактуализация –  это стремление человека к самопознанию и развитию своих личностных и профессионально значимых качеств, а именно познавательной активности, способности к рефлексии и самоорганизации.

  Наиболее актуальной проблема формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будущего педагога становится в возрасте 18 – 23 лет. По определению  Л.С. Выготского, этому способствует социальная ситуация развития, как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает психическое развитие на протяжении соответствующего возрастного периода. Поэтому предметом исследования в работе определены педагогические условия  формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации. Для студента как человека определенного возраста характерны, по выводам Б.Г. Ананьева, «наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков». В связи с этим отметим, что во втором периоде юности образование приобретает особую ценность. По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Все это представляет большую жизненную ценность, так как влияет на эффективное развитие личности студента, формирование у него жизненно важных черт характера.

  Как показал анализ теории и практики, создание благоприятных условий для  процесса личностно-профессиональной  самоактуализации личности студента в вузе важно еще и в связи с тем, что характер данного процесса, уровень работоспособности, длительность и качество приобретения знаний, формирования навыков и умений – процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будет во многом зависеть и успешность формирования у будущего специалиста профессиональных навыков и умений.

   Для осмысления данного процесса недостаточен только анализ учета возрастных особенностей студентов, необходимо сделать акцент и на специфических особенностях личностного и профессионального становления будущих педагогов. Для вчерашних абитуриентов, избравших профессию педагога по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Технология», «Информатика и вычислительная техника», свойственно уже на первом семестре обучения пытаться соотнести получаемые педагогические и психологические знания с имеющимся жизненным опытом, анализировать индивидуальные психологические особенности (свои и других людей), что способствует развитию ценности личности («Я – ценность и «Другой как ценность), стремления к самопознанию («Познание как ценность»).

  По нашему мнению, проблема формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации складывается, прежде всего, в силу того, что студентам данной специальности, изучающим психологические и педагогические аспекты различных видов деятельности (в т.ч. учебной), самим в недалеком будущем предстоит проводить определенную работу, направленную на преодоление трудностей при присвоении определенных ценностей посредством личностно-профессиональной самоактуализации другими людьми. Это обстоятельство побуждает их рефлексивно оценивать собственные проблемы личностно-профессиональной самоактуализации в вузе, с точки зрения аксиологического, деятельностного, целостного, личностно-ориентированного  подходов.

  В то же время, в процессе формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе студенты-педагоги испытывают трудности в усвоении научных психологических знаний, с которыми они знакомятся, по сути, впервые. Если вчерашний школьник избирает профессию математика, историка, филолога и т.п., он уже имеет определенное представление об основных базовых понятиях, знание и понимание которых необходимо для усвоения дисциплин общепрофессионального цикла. Такой начальный уровень знаний способствует более успешному процессу формирования ценностных ориентаций посредством самоактуализации в вузе.