Полный текст статьи
Печать

Над проблемой развития учебной мотивации работали и работают многие зарубежные и отечественные педагоги, психологи, методисты: Л. И. Божович, А. К. Маркова, Л. С. Выготский и др. Проблема развития мотивации учебной деятельности младших школьников всегда актуальна. Именно мотивация побуждает школьников самостоятельно приобретать знания, ставить цели и добиваться их, направляет нравственное, эстетическое, культурное, трудовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Современная социокультурная ситуация и научно-техническая революция привели к смене ориентиров в обществе. Этот процесс повлиял и на систему образования. Общедоступность, обилие информации в сети и распространение мобильной электронной техники сделали для детей неочевидной необходимость, например, запоминать таблицу умножения, правила правописания и другой учебный материал, более того – учиться читать и писать вообще, ведь всё это можно сегодня «поручить» планшету или смартфону. Требуется разработка новых приёмов и средств стимулирования и развития учебной мотивации младших школьников.

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС НОО школьники должны обладать не только определённой системой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию не только в годы школьной учёбы, но и на протяжении всей жизни. В связи с этим, перед учителем стоит задача развития учебной мотивации.

Очень важно, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от процесса обучения и понимал смысл чтения и приобщения к миру литературы. «Прикосновение» к литературе способствует приобщению школьника к культуре страны, её наследию, через книгу школьник может познать самого себя и окружающий мир. Именно поэтому очень важно сформировать у детей мотивацию к чтению, чтобы они умели понимать содержание текста, высказывать своё мнение о прочитанном, работать с различными текстами.

Одним из наиболее приемлемых методов стимулирования обучающихся 7,5-8 лет, развития их учебной мотивации является дидактическая игра.

Дидактической игрой называется игровая форма обучения, целенаправленная, коллективная учебная деятельность, в которой каждый ученик и команда в целом объединены решением общей учебной задачи и стремятся к выигрышу [3].

В процессе игры дети легче усваивают новые знания, начинают активно участвовать в учебной деятельности, учатся решать различные интеллектуальные и поведенческие задачи, творчески  и инициативно подходят к решению проблемных ситуаций [1].

Целью нашего исследования было выявление возможностей развития учебной мотивации у учащихся второго класса на уроках литературного чтения посредством применения дидактических игр. В ходе эксперимента по изучению учебной мотивации второклассников мы выявили следующие проблемы: у детей нет стремления узнать больше, у большинства детей преобладают социальные мотивы.

Для решения этих проблем, повышения уровня мотивации, развития учебных мотивов мы предлагаем применять различные виды дидактических игр, например:

  1. Игры-путешествия знакомят детей с различными видами деятельности, дают возможность объединить в себе поисковую, трудовую, познавательную, художественную, спортивную деятельность, погружая их в сказочную обстановку, вызывают интерес и активное участие.
  2. Игры-поручения способствуют вовлечению всех детей в процесс поиска, способствуют мотивации, так как детям нравится помогать сказочным героям, выполнять их поручения.
  3. Игры-предположения ставят детей перед выбором, создают проблемную ситуацию, способствуют развитию мышления детей и поиску верного решения предложенной ситуации, учат высказывать своё мнение, обосновывать его, повышают мотивацию к учебной деятельности.
  4. Игры-загадки развивают логическое мышление детей, мотивируют к познавательной деятельности, могут носить соревновательный характер (кто быстрее догадается).
  5. Сюжетно-ролевые игры позволяют ученикам исполнить различные роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Данный вид игры способствует мотивации учения, так как детям нравится фантазировать, комбинировать обстоятельства, быть в разных ролях.
  6. К играм-соревнованиям относятся: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов. Их основная цель заключается в оживлении, увлечении детей.
  7. Компьютерные дидактические игры способствуют формированию основ компьютерной грамотности у школьников, знакомят их с языками программирования, позволяют проверить знания по изученному материалу. Компьютерные дидактические игры, несомненно, способствуют и развитию мотивации, так как современные дети любят играть на компьютере, осваивать новые компьютерные программы.

В ходе развития учебной мотивации второклассников, мы разработали дидактическую игру по сказкам зарубежных писателей с помощью словесной головоломки – Филворд. Дидактической задачей игры является проверка знаний имён героев сказок зарубежных писателей. Игровая задача – найти в сетке филворда заданные слова. Буквы не должны пересекаться. Правила игры: дети по поднятой руке выходят к доске и выделяют слово, которое нашли.

Таким образом, наше исследование показало, что, дидактические игры позитивно влияют на мотивацию школьников, они являются стимулом в успешности обучения. Каждый урок для ребёнка становится долгожданным, познавательным, захватывающим, а это в свою очередь способствует повышению интереса к предмету и повышению успеваемости. Для эффективной работы педагогу необходимо использовать дидактические игры, которые направляют внимание детей на содержание и способы учебно-познавательной деятельности. Благодаря дидактическим играм, школьники лучше усваивают учебный материал, становятся самостоятельными, активными, творческими участниками образовательного процесса [2].