Полный текст статьи
Печать

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования диктует необходимость развития творческих способностей ребенка и использование их для решения поставленных задач как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Для формирования творческой личности необходимо отбирать эффективные средства образовательной деятельности, производить отбор нового содержания в соответствии с требованиями современных изменений. Создание оптимальных условий будет способствовать выявлению новых возможностей личности ребенка и раскрытию его творческих способностей.

Проблемой творческих способностей младших школьников занимались Л. В. Занков, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Э. П. Торренс, В. Д. Шадриков, Н. А. Ветлугина, Дж. Гилфорд Л. С. Выготский, Д. Резнулли, Х. Пассов, А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская и многие другие.

Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта [1].

Психологи связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление, которое характеризуется следующими параметрами (см. Рис.) [2]:  

Рисунок  – Параметры творческих способностей 

Применение нетрадиционных техник рисования способствует повышению интереса детей к изобразительному искусству, развитию воображения и наблюдательности, реализации их творческих способностей, фантазии и чувства прекрасного в созданном рисунке [3].

Среди нетрадиционных техник выделяют следующие: граттаж, рисование воском, пластилинография, пуантизм, монотипия, техника «смывание», создание матового эффекта, процарапывание, набрызг, тычок и др.

В начальной школе осуществляется работа по формированию творческих способностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Организация педагогом внеурочной деятельности имеет больше возможностей для свободного выбора форм, направлений и видов работ. Одной из универсальных форм организации внеурочной деятельности является кружок [4].

Поскольку данная работа имела опытно-экспериментальных характер, было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования в условиях кружка изобразительного искусства. Мы предполагали, что использование данных техник будет способствовать развитию творческих способностей младших школьников при следующих условиях: отражение разнообразия жанров в содержании детских рисунков; сочетание нетрадиционных техник рисования; использование игровых форм, методов и приемов.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57» города Кирова. Для исследования были выбраны две группы детей 3 класса по 25 человек (50 испытуемых).

Исследование проводилось в течение 5 месяцев поэтапно и включало в себя констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент длился в течение двух дней (1.10.16 – экспериментальная группа, 2.10.16 – контрольная).

Цель констатирующего эксперимента – выявить первоначальный уровень развития творческих способностей младших школьников. Среди различных методов психодиагностики творческих способностей человека наиболее подходящей и апробированной является методика Э. П. Торренса.

Проведя диагностическую работу, нам удалось выяснить, что уровень развития творческих способностей у первой группы оказался на 32%. ниже, чем уровень развития второй группы по критерию «отлично». Сходства можно наблюдать лишь в критерии «норма», что свидетельствует о стабильном протекании процесса развития творческих способностей у обеих групп. Также в первой группе есть 9 испытуемых, уровень развития которых требует корректировки (см. Табл. 1). Таким образом, дальнейшая формирующая работа проходила с детьми первой группы.

Таблица 1

 

Сравнительная таблица уровней развития творческих способностей двух групп 

Критерии и показатели уровня развития творческих способностей

1 группа (экспериментальная)

2 группа (контрольная)

Количество испытуемых

%

Количество испытуемых

%

1.

Плохо

30

3

12

0

0

2.

Ниже нормы

30-34

2

8

0

0

3.

Несколько ниже нормы

35-39

4

16

1

4

4.

Норма

40-60

12

48

9

36

5.

Несколько выше нормы

61-65

1

4

2

8

6.

Выше нормы

66-70

1

4

3

12

7.

Отлично

>70

2

8

10

40

 

На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования была поставлена цель – организовать условия развития творческих способностей детей экспериментальной группы в процессе нетрадиционного рисования в условиях кружка по изобразительному искусству на основе авторской программы, разработанной на основе нескольких программ по изобразительному искусству.

10 занятий были проведены в течение пяти месяцев, где были соблюдены условия, влияющие на развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных методов рисования в условиях кружка. Частота проведения занятий – 1 занятие в две недели. Время проведения каждого занятия 1 академический час (45 минут). Занятия разрабатывались с учетом условий, которые повлияли на развитие творческих способностей детей.

Для примера приведем описание трех занятий.

На первом занятии под названием «Полёт в космос» дети углубили свои знания в данной области. Познакомившись с новой техникой «цветной граттаж», дети проявили интерес к подобному виду рисования. Некоторые дети были уже знакомы с подобной техникой и у них не возникало сложности, что проявлялось в уверенности их работы над изображением. Дети с желанием отвечали на вопросы беседы. В практической работе внимание было направлено на такие показатели как: разработанность (наличие детализации в рисунке), сопротивление замыканию (разнообразие идей рисунка) и законченность. Творческие способности проявлялись в технике создания рисунка - процарапывание рисунка. Некоторым детям было трудно осознать последовательность работы, и они нуждались в помощи педагога. В классе стояла дружеская атмосфера, наполненная творческими идеями.

Второе занятие на тему «Солнечный кот» в технике «пуантилизм» прошло хорошо. Положительным можно отметить то, что данная техника вообще оказалась новой для всех детей. Поскольку эта техника неизвестна детям, то практическая работа проходила во фронтальной форме объяснительно-иллюстративным методом (показ педагогом последовательности выполнения одного рисунка). Развитие творческих способностей проходило по следующим показателям: разработанность, законченность. Творческие способности проявлялись в подборе цветов и их оттенков. Точечное нанесение кисточкой требует сосредоточенности и уверенности движений руки, что вызвало трудность детей, у которых наблюдается неусидчивость.

Третье занятие на тему «Морской пейзаж», выполненное сочетанием техник «по сырому» и «оттиск бумагой». Данное занятие прошло успешно. Происходило развитие следующих показателей творческих способностей: оригинальность, разработанность, законченность. Творческие способности проявлялись в технике создания рисунка и подбор цветов. Положительное: интерес детей по данной теме, активное участие в беседе, детям понравилась игра, в которой нужно на скорость качественно выполнить последовательность изменения цвета. Отрицательное: не у всех получилось выполнить задуманное.

На каждом занятии происходило педагогическое наблюдение на предмет развития творческих способностей в процессе выполнения работы. Было отмечено, что  у Анны К., Александры Л., Артема В., Владислава М., Дмитрия С проявлялся большой интерес к творчеству и по результатам было выяснено, что действительно их уровень развития на контрольном эксперименте имел положительную динамику. Результаты влияния условий на творческие способности детей можно выяснить только при проведении контрольного этапа, т.е. выяснить динамику уровня развития творческих способностей, а также выполнить сравнительный анализ уровней развития экспериментальной и контрольной групп на предмет влияния формирующей работы.

Цель контрольного эксперимента – выявить динамику уровня развития творческих способностей младших школьников в процессе нетрадиционного рисования в условиях кружка по изобразительному искусству и обосновать степень влияния предполагаемых условий.

На основе проведенного исследования составлена таблица
(см. Табл. 2), в которой представлена динамика уровня развития творческих способностей двух групп. В экспериментальной группе произошли изменения по всем критериям по сравнению с контрольной группой, в которой изменения наблюдались лишь по четырем критериям. В экспериментальной группе положительным можно отметить факт, что испытуемых по критерию «плохо» и «ниже нормы» совсем не стало. По критерию «несколько ниже нормы» стало на 2 меньше. По критерию «несколько выше нормы» стало на 3 испытуемых больше, «выше нормы» на 2 больше. По критерию «отлично» стало на 6 больше. В контрольной группе изменения варьируются в диапазоне от -1 до 1, т.е. в каждом критерии на 1 испытуемого стало больше или меньше. Отрицательных изменений у обеих групп нет, т.е. не произошло понижение уровня развития творческих способностей.

Сравнивая конечные показатели двух групп, можно констатировать, что проведенные кружковые занятия с использованием техник нетрадиционного рисования и с учетом предполагаемых условий повлияли на уровень развития творческих способностей младших школьников экспериментальной группы. 

Таблица 2

Динамика уровня развития творческих способностей экспериментальной и контрольной групп 

Критерии уровня развития творческих способностей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Количество испытуемых

1.

Плохо

3

0

0

0

2.

Ниже нормы

2

0

0

0

3.

Несколько ниже нормы

4

2

1

1

4.

Норма

12

9

9

8

5.

Несколько выше нормы

1

4

2

3

6.

Выше нормы

1

2

3

2

7.

Отлично

2

8

10

11

 

Таким образом, цель достигнута и задачи, поставленные на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования, реализованы, т.е. выявлена положительная динамика уровней развития творческих способностей младших школьников в процессе нетрадиционного рисования в условиях кружка по изобразительному искусству. Гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение, а именно доказана эффективность предполагаемых в начале работы условий: жанровое разнообразие, многообразие техник нетрадиционного рисования и использование игровых методов.