Полный текст статьи
Печать

В последние годы проблема социальной адаптации школьников при переходе в основную школу становится актуальной. Этот период возрастного развития ребенка связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. В «школьной» жизни ребёнка меняется многое: появляются новые учебные предметы, усложняются учебные программы, появляются новые учителя, увеличивается учебная нагрузка – все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние беспокойства. Для ребёнка это очень сложное время, в которое ему необходима помощь педагогов и родителей. Также этот период является сложным, потому что совпадает с возрастным кризисом 11-12 лет. Дети становятся тревожными, раздражительными, появляются частые перепады настроения, повышается конфликтность, поэтому важно помочь ребёнку адаптироваться к изменившимся условиям. Также в этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Поэтому от успеха социальной адаптации школьника зависит многое. Если школьник быстро привыкнет к образовавшимся условиям, то ему будет проще учиться, легче пережить кризис переходного возраста.

Целью нашего исследования является исследование процесса социальной адаптации пятиклассников.

По М. А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [3]. Если рассматривать социальную адаптацию именно младшего школьника, то под ней понимается процесс взаимодействия пятиклассника и окружающих его новых условий, в связи с переходом в основную школу.

Для пятиклассника очень важно адаптироваться к новому образу жизни. Так как человек, у которого есть опыт адаптации к новым условиям, формирует у себя такое качество, как адаптивность. Это качество необходимо человеку во многих сферах жизнедеятельности: учебе, работе, общении. Например, в учебе она означает способность ученика приспосабливаться к различным видам заданий, способов обучения и показывать высокие результаты. Однако, существует такое понятие, как неадаптивность. Она характеризуется тем, что человек не может приспособиться к определённым условиям и это мешает ему достичь поставленных целей. Также существует такое понятие, как дезадаптация. Прежде всего, оно означает уничтожение, исчезновение. Явление дезадаптации может проявляться лишь в каких-то определенных средах. Например, дома, с друзьями ребёнок чувствует себя комфортно, а в школе наоборот, чувствует дискомфорт.

Б. Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком. Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования [1].

М. А. Галагузова понимает социальную дезадаптацию ребенка как процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды [3].

В психолого-педагогических исследованиях выделяют группы детей по степени адаптированности. К первой группе относятся дети, которые очень быстро преодолевают состояние дезадаптации, с которым им приходится сталкиваться в жизни. То есть в процессе естественной адаптации у них не возникают какие-либо трудности. Ко второй группе относятся дети, которые испытывают большие трудности при адаптации к новым условиям, которые мешают их самореализации и самовыражению. Еще выделяется такая группа детей, которые сами являются лицом, влияющим на адаптацию другого члена группы.

В исследованиях М. А. Галагузовой выделяется ряд трудностей, которые возникают в процессе социальной адаптации пятиклассников:

а) проблема появления множества учителей, к требованиям которых надо привыкнуть, также уроки проходят в разных кабинетах. Ребёнку предстоит запомнить всех учителей, расположение кабинетов, выработать с новыми учителями свои отношения.

б) разнообразие и несогласованность требований. Одни учителя требуют одно, другие – другое. Преподаватель биологии просит подчеркивать все в тетради зелёной ручкой, а преподаватель русского языка – красной. На литературе нужно высказывать своё мнение, а предмет истории требует точности и выученных фактов.

в) недостаток индивидуального контроля. В начальных классах ребёнку помогал лишь один учитель, выполняющий много функций (учитель, руководитель, контролёр),а при переходе в основную школу, такой чуткий контроль исчезает. Часто учителя воспринимают только всех учеников в целом, ибо запомнить все особенности учеников всех классов практически не возможно. Иногда у пятиклассника возникает ощущение того, что он никому из учителей не нужен и что можно что-либо пропустить, не сделать, не сдать и это останется незамеченным.

г) пробелы в знаниях. Не все учащиеся равномерно усваивают материал, у некоторых остаются пробелы. Но раньше, когда у учителя был один класс, он хорошо знал каждого ребенка, мог следить за каждым и понимать,кто не усвоил материал, организовать дополнительные занятия и помочь сориентироваться в трудной теме. При переходе в пятый класс пробелы в знаниях могут накапливаться по разным причинам:из-за усложнения материала уроков, сложностей взаимодействия с учителем, быстрого темпа прохождения учебного материала, недостаточного развития памяти, внимания, речи и прочее.

Существует целый ряд факторов социальной дезадаптации, их объединяют в группы: личностные факторы социальной дезадаптации и средовые факторы.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека характеризуются не достаточной реализацией его целей, задач, потребностей как личности. Эти факторы могут включать в себя:

- затянувшиеся болезни;

- затруднённые взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми;

- длительную обособленность ребёнка (независимо от возраста);

- изменение вида деятельности и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека характеризуются дискомфортом, сдерживающим проявления индивида. К ним можно отнести:

- сложную семейную обстановку, которая подавляет личность ребёнка. Она существует в семьях с авторитарным стилем воспитания, где может проявляться насилие над ребёнком;

- отсутствие достаточного внимания к ребёнку со стороны друзей, семьи;

- подавление личности в группе, то есть ребёнка не принимает класс, его могут притеснять, применять насилие и др.;

- возникновение трудностей из-за материального положения, некоторых детей могут не принимать в классе, если они не богаты, не имеют большого количества игрушек, одежды и пр.

Дезадаптация детей приводит к разным последствиям, чаще всего негативным: личностные деформации; недостаточное физическое развитие; задержка психического развития; типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность); одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. [2].

Для того чтобы выявить особенности социальной адаптации пятиклассников, мы провели диагностику социально-психологической адаптации по методике, предложенной в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймоном. Диагностика проводилась в МКОУ СОШ № 6 города Омутнинска. В исследовании участвовало 23 человека. В ней приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, особенности представлений учащихся о себе, эмоционального комфорта и дискомфорта. Особенности выявлялись через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию»[4] (Рис.1).

Рис. 1 Результаты изучения социальной адаптации пятиклассников

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: показатели адаптации у мальчиков (90 %) немного выше, чем у девочек (86%).  Показатель принятия себя высокий (более 76%), следовательно, у детей нет заниженной самооценки, они чувствуют себя равноправными по отношению к своим сверстникам. Показатель принятия других людей так же высокий (более 61%), следовательно, в классе низкий уровень конфликтности, дети могут сосуществовать с окружающими их людьми довольно успешно.Показатель эмоционального комфорта у детей высокий (более 86%), что говорит о качественном процессе адаптации пятиклассников. Показатель стремления к доминированию не такой высокий (около 50%), это может говорить о низком уровне конфликтности, а также о качественном процессе адаптации. С помощью этой методики мы выявили, что почти все дети успешно адаптировались к новым условиям обучения. Из этого следует, что педагогами и родителями были созданы комфортные условия для благоприятной адаптации ребенка. Придерживаясь следующих рекомендаций, родители смогли обеспечить гармонию ребёнку между его школьной и домашней жизнью:

•        вдохновите ребёнка на рассказы о его школьной жизни (найдите время для общения с ребёнком на эту тему, но не стоит ограничиваться одним вопросом «Как прошёл день?», старайтесь запоминать все детали рассказа);

•        регулярно беседуйте с классным руководителем об успеваемости, поведении ребёнка, о его взаимодействии с другими (даже если нет серьезных поводов для беспокойства, все равно необходимо хотя бы иногда консультироваться с педагогом);

•        не стоит связывать оценки ребёнка с вашей системой наказаний и поощрений (если у школьника нет проблем с успеваемость, то показывайте ему свою радость, если же есть проблемы с обучением, то показывайте свою озабоченность, старайтесь помочь с решением возникших проблем. Ни в коем случае нельзя лишать ребёнка чего-то, если он получил неудовлетворительную оценку. В таких случаях возникают эмоциональные конфликты)

•        знайте программу школы, в которой учится ребёнок (практически у каждой школы своя специфика требований к знаниям, поэтому Вам стоит заранее изучить эту программу и оценить, сможет ли  Ваш ребенок справиться с ней)

•        старайтесь помогать ребенку при выполнении домашнего задания, но не берите всю инициативу на себя (учите ребенка самостоятельно находить ответы на вопросы, но не отказывайте ему в помощи, подскажите, где он может найти недостающую информацию);

•        помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе (постарайтесь установить связь между его интересами и предметами в школе. Например, если ваш ребенок любит компьютер и, например, историю, то научите его делать доклады в качестве презентаций. Еще необходимо искать применения знаний, полученных в школе в домашней деятельности);

•        прилагайте особые усилия для того, чтобы сохранять стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения (например, особые усилия необходимо приложить в сентябре, когда ребенок привыкает к новым условиям в школе и в мае, когда организм уже физически устает);

•        необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях (даже если его интересы кажутся Вам кратковременными или странными, Вам необходимо поддержать их)

•        укрепляйте самооценку ребенка.

Рекомендации для учителей-предметников:

•        необходимо учитывать все трудности, возникающие при адаптации, психологические особенности детей в соответствии с возрастным периодом для того, чтобы правильно подбирать методы и средства организации урока;

•        не следует перегружать учеников большим объемом домашнего задания, при выборе домашней работы нужно учитывать уровень подготовки ученика, а также гигиенические требования;

•        не забывайте следить за темпом урока – не все ученики способны качественно воспринимать информацию при высоких темпах урока;

•        налаживайте эмоциональный контакт с учащимися, а также с их родителями;

•        никогда не наказывайте ученика посредством оценок;

•        не создавайте сложных ситуаций при выставлении оценок, старайтесь выставлять их не формально, с учетом способностей ученика;

•        учитывайте темперамент, темп, особенности внимания, двигательной активности каждого ученика.

Рекомендации для классных руководителей:

•        старайтесь всегда поддерживать контакт с психологом школы, проводите вместе с ним различные адаптационные мероприятия;

•        познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, с его взаимоотношениями в семье, со здоровьем ребёнка;

•        осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, с пожеланиями родителей, здоровьем ребенка.

Итак, для того, чтобы школьник мог легко и быстро адаптироваться к новым условиям необходимы:

•        организация положительного эмоционального климата класса;

•        осуществление индивидуального подхода к ребенку;

•        наличие в образовательном процессе различных видов деятельности; создание среды, которая необходима для нормального развития ребенка.

Таким образом, для того, чтобы ребенок мог легко адаптироваться к новым условиям, необходима совместная деятельность классных руководителей, учителей-предметников и родителей.