Общение с компьютером в XXI веке стало неотъемлемой частью современной жизни человека. Интернет создавался как средство обмена информацией между учеными разных университетов и стран, в настоящее время он предоставляет общий доступ к различным информационным ресурсам. Наиболее эффективно овладевают этим доступом дети, их психика пластична, и они с легкостью осваивают правила пользования компьютером. Отношение родителей к активному интересу детей чаще всего заведомо негативное, и рассматривается как «пустая трата времени». Ученые поднимают проблемы о негативном и позитивном влиянии Интернета на поведение, межличностное общение и личность в целом. В открытом доступе можно найти много работ по исследованию проявлений Интернет-зависимости детей и методах ее лечения и коррекции. Достаточно немного работ исследуют проблему использования компьютерных игр при воспитании детей, ещё меньше – как не допустить появления у них зависимости от Интернета. По словам А.С. Макаренко: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать» [1]. В связи с этим, особенно важно, изучить с какого возраста ребенку можно пользоваться компьютером и готовы ли родители использовать компьютерные игры в процессе воспитания.
Данная проблема в большей степени касается подросткового возраста (15- 16 лет по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина), которые активно используют компьютер во всех сферах своей деятельности, в том числе при личностном общении со сверстниками. При общении подросток сравнивает себя с другими подростками, замечая свои качества, пытаясь понять себя. Благодаря активному поиску своего «Я» он пробует себя в различных социальных ролях, что необходимо для дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Склонность к рефлексии, активное познание самого себя может привести к уединению и одиночеству, проявлению агрессии, которая всецело связана с гормональными изменениями. В компьютерных играх подросток может свободно пробовать себя в различных социальных ролях без каких-либо ограничений. Отсутствие ограничений часто может привлекать подростков для реализации различных моделей поведения. Стоить отметить что в виртуальной реальности у человека складывается особый образ «Я» который он презентует другим, как правило, он воплощает многие положительные черты, так как в данной реальности человек может создавать не совсем правдивый образ из-за отсутствия строго регламентируемых правил, а также естественного желания показать себя с лучшей стороны. Особенностью общения в компьютерных играх и Интернете является возможность в любое время прервать общение, либо начать его, что привлекает подростков, которые имеют проблемы при установлении межличностного общения, поэтому происходит компенсация общения со сверстниками, общением в Интернете. Поэтому компьютерные игры и Интернет достаточно привлекательны для подростков, и возникновение интереса может говорить об удовлетворении потребностей при этой деятельности. Например, такие потребности как: общение, поиск новых друзей, самореализация, проведение свободного времени и отдых. Зная об этом интересе подростков родителям и педагогам необходимо учитывать особенности поведения ребенка в Интернете, и использовать его при воспитательном воздействии
Нами было проведено исследование, цель которого: изучить отношение родителей к использованию компьютерных игр при воспитании детей.
Для изучения мнения использовался опрос двух возрастных групп: младшего подросткового возраста (11, 13-17 лет) и старшего возраста (18 – более 35 лет). В младшей группе было опрошено 157 человек. Основной целью было выяснить сколько детей школьного возраста играют в компьютерные игры и с какого возраста они начали пользоваться Интернетом. Эти данные необходимы для определения возрастной границы, с которой необходимо уделять особое внимание родителей к своим детям. В старшей группе было опрошено 26 человек. Основной целью опроса старшей группы было изучение отношения родителей к использованию компьютерных игр при воспитании детей.
Представим результаты опроса младшей группы (13-17 лет) в таблице 1.
Таблица 1
Результат опроса младшей группы на интерес к компьютерным играм
Название школы |
Возраст |
Заинтересованность в играх |
Количество |
Процент играющих по возрасту % |
Общее количество играющих |
Процент играющих детей от числа опрошенных в школе % |
|
МБОУ «СОШ №56» г. Кирова |
11 |
да |
7 |
64 |
27 |
44 |
|
нет |
4 |
36 |
|||||
14 |
да |
0 |
0 |
||||
нет |
1 |
100 |
|||||
15 |
да |
7 |
64 |
||||
нет |
4 |
36 |
|||||
16 |
да |
13 |
34 |
||||
нет |
25 |
66 |
|||||
МКОУ СОШ с УИОП г. Нолинска |
13 |
да |
1 |
100 |
33 |
34 |
|
нет |
0 |
0 |
|||||
14 |
да |
2 |
22 |
||||
нет |
7 |
78 |
|||||
15 |
да |
26 |
38 |
||||
нет |
42 |
62 |
|||||
16 |
да |
1 |
17 |
||||
нет |
5 |
83 |
|||||
17 |
да |
3 |
15 |
||||
нет |
9 |
75 |
В младшей группе всего было опрошено 157 человек из них 60 – из Кировской школы (МБОУ «СОШ №56» г. Кирова), 97 – из районной школы (МКОУ СОШ с УИОП г. Нолинска). Большинство из них (50%) в возрасте 15 лет, 28% - 16 лет, 8% - 17 лет, по 7-6% - 11 и 14 лет, и 1% - 13 лет. Если в городской школе 44% учащихся играют в компьютерные игры, то в районной школе только 34%, что может быть связано c тем, что в Кирове уровень жизни значительно отличается, поэтому больше возможностей приобрести компьютер и его составляющие, и выше потребность в деятельности, связанной с компьютером и Интернетом. Так же можно предположить, что в городских условиях родители при более быстром темпе жизни, перекладывают свои обязанности по общению с ребенком на школу или центры дополнительного образования или спортивные секции.
Группам был задан вопрос: «С какого возраста вы начали пользоваться компьютером?» 25% опрошенных отвечали с 4-6 лет, то есть в дошкольном возрасте. 17% - 7 лет, 21% - 8-9 лет, 23% в 10 лет, то есть при переходе в среднюю школу. 14% в 11 – 17 лет – в среднем и старшем школьном возрасте. Значит возраст, в котором дети начинают пользоваться компьютером, зависит либо от потребности овладения навыками работы с компьютером перед школой, или для непосредственного использования компьютера для обучения. Возраст начала использования может совпадать с временем появления персонального компьютера в семье, что особенно заметно в районной школе. Подростки из этих школ, по нашим данным, начали позже пользоваться компьютером, вероятно из-за меньшего уровня доходов их родителей.
В ходе опроса 38% учащихся от общего количества опрошенных младшей группы ответили, что играют в компьютерные игры, 62% - не играют, а значит, проблема компьютерной зависимости не так актуальна в данной возрастной группе. По гендерному признаку в компьютерные игры играют: 63% - девочки: из них 23% играю, 37% - мальчики из них 64% играют, а значит можно сделать вывод, что компьютерные игры предпочитают мальчики, так как большинство игр ориентированы на них. Популярные игры данной возрастной группы: Sims, Counter-Strike, а также игры Defense of the Ancients 2 (Dota 2) и Minecraft. Девочки предпочитают игры, где проявляются их фемильные качества, соответствующие полу, то есть, ориентированы на создание семьи. Мальчики же предпочитают игры, где проявляются их мускулинные качества, соответствующие полу, ориентированы на командное тактическое взаимодействие, а также стратегические игры. Наиболее универсальной игрой является Defense of the Ancients 2 (Dota 2) – ее выбирали как мальчики, так и девочки, что связано с возможностью выбора различных стратегических ролей (лидер – мальчики, и помощник – соответственно девочки). Так как в данной игре множество различных ролей и персонажей с разными тактиками игры, для каждой роли ребенок проявляет определенные качества, что может служить поводом для обсуждения родителей и подростков сильных сторон личности.
Основной проблемой остается контроль времени игры подростка со стороны родителей. 81% подростков ответили, что родители не ограничивают их время, проведенное за монитором, лишь 19% из числа опрошенных утверждают, что им не разрешают сидеть более 1-3 часов за компьютером каждый день, либо только по выходным. Соответственно большинство родителей не прививают правила пользования компьютером, не ограничивают время, не предлагают альтернативный вид деятельности, к примеру, совместной игры. Часто из-за этого у родителей возникают проблемные ситуации: либо им самим неинтересно играть с ребенком, либо ребенку не интересно играть с родителями. Поэтому необходимо использовать компьютерные игры при воспитании подростков.
В старшей группе всего было опрошено 26 человек, из них 15,4% - молодые люди 18-19 лет, 46,2% - 20-25 лет, 30,8% - 26-35 лет и 7,7% люди старше 35 лет. Это значит, что большинство опрошенных - это люди, которые создают семью, либо создали семью и уже воспитывают своих детей. Из опроса стало ясно, что у 69% возникали конфликты с родителями из-за компьютерных игр, вероятно из-за того, что родители не знали, как контролировать время, проведенное в играх и общаться со своим ребенком об этом, так как их подростковый возраст проходил совершенно по-другому.
Следуют выделить рекомендации для родителей и педагогов о правильном использовании компьютерных игр в процессе воспитания подростков.
С раннего возраста важно ввести ограничения времени, и научить ребенка самому следить за ним, так по результатам опроса 95% родителей (будущих родителей) будут ограничивать время. Что позволит избежать негативных сторон не ограничиваемого использования компьютера:
- гиподинамия и сопутствующие нарушения;
- неумение ребенка легко устанавливать контакт с людьми;
- ограничение общения со сверстниками;
- возможное развитие компьютерной зависимости.
Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста необходимо налаживать доверительные отношения внутри семьи. Высокий уровень эмпатии, сотрудничества и демократический стиль воспитания позволит избежать острые конфликты при использовании Интернета подростками и избежать их зависимости от компьютерных игр. По нашим результатам, 38% опрошенных абсолютно готовы к взаимодействию с ребенком при помощи компьютерных игр. Ровно 50% людей ответили на вопрос «возможно», а значит необходимо освещать не только негативное влияние компьютерных игр, которое чаще всего можно встретить в интернете, но и положительное. Так, например:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие памяти и внимания;
- развитие творческих способностей;
- изучение иностранных языков.
Таким образом, в результате опроса старшей группы выяснилось, что большинство родителей, которые сами играли в детстве в компьютерные игры, готовы их использовать в воспитании своих детей, но при этом ограничивать время работы с компьютером. А значит можно сказать, что правильное воспитание дает возможность использовать компьютерные игры ребенку, не испытывая негативного влияния.
Необходимо дальнейшее изучение системы детско-родительских отношений и создание общедоступных рекомендаций по воспитанию детей, играющих в компьютерные игры.