Полный текст статьи
Печать

Активное развитие юридических клиник в отечественной системе высшего юридического образования пришлось на период подготовки, принятия и исполнения Указа Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [6].

О юридических клиниках стали говорить как о комплексной инновации, связанной с изменением социально-гуманитарной роли юриста, изменением отношения общества к институту права. Е.Н. Доброхотова отмечает,  что клиническая подготовка юристов обеспечивает «обратную связь» во всей системе профессионального юридического образования от общей теории права до отраслевых юридических дисциплин, способствует укреплению междисциплинарных контактов теоретической и практической юриспруденции [2, с. 8].

На фоне активизации научного интереса к особенностям практико-ориентированной подготовки будущих юристов, актуализировалась проблема их сензитивности к участию в юридических клиниках. В рамках обозначенной проблемы мы рассматриваем будущих юристов одновременно и как субъектов практики и как объектов проектирования их профессионального опыта. Студенчество как особая социо-культурная группа может стать катализатором процесса интеграции общества. По мнению М.В. Чельцова студенчество – это период не только становления человеческой личности в целом, но и становления основ профессионализма, развития базовых компонентов профессионального самосознания [6, с. 5].

Е.И Лабушкина. считает, что студенчество – носитель всех основных черт молодежной среды, как нельзя более отражающий ее проблемность и противоречивость. Студенческий период, по мнению автора, имеет особое значение как время активного развития нравственных и эстетических характеристик, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека [3, с. 46].

Аспект сензитивности принципиален для нас в том смысле, что подчеркивает значимость индивидуального, субъективно ценностного опыта студентов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. В этом аспекте мы находим один из аргументов актуализации индивидуального подхода к практической подготовке будущих юристов как условия и цели использования средств юридической клиники.

Программно-методическое обеспечение юридической клиники может и должно представлять собой самостоятельный модуль практико-ориентированной подготовки будущих юристов, который сочетает в себе общие цели их обучения в вузе и частные задачи индивидуализации их опыта в процессе профессионально ориентированной деятельности. Однако, реализация обучающей функции юридических клиник в настоящее время связана с оказанием ее участниками бесплатных услуг населению. Достаточно остро этот аспект обозначился в связи со вступлением в силу Федерального закона от № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4].

В связи с этим на первое место стали выдвигаться такие задачи деятельности юридических клиник, как осуществление на безвозмездной основе консультирования граждан; распространение положительного опыта правовой социально-полезной деятельности молодежи и т.п. [1, с. 4]. Задачи юридических клиник, которые вытекали из ее обучающих функций (содействие адаптации студентов к дальнейшей профессиональной деятельности; развитие профессионально значимых компетенций и т. п.) ушли на второй план.

Ситуация привела к тому, что основной  целью развития юридических клиник стало не наработка студентами индивидуального опыта профессиональной деятельности, а удовлетворение социального заказа на правовую помощь гражданам. Образовательные программы потеряли свое системообразующее значение в комплексе средств юридической клиники, что привело к нейтрализации ее обучающих функций. Как следствие, потенциал сензитивности будущих юристов к участию в юридической клинике использкется неэффективно. Решение проблемы, должно состоять в изменении подходов к разработке программ учебной и производственной практик, в усилении  обучающей функции юридической клиники.