Процессы модернизации системы дошкольного образования, проходящие в России, напрямую связаны с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. ФГОС ДО становится главным ориентиром для педагогов системы дошкольного образования, учредителей дошкольных образовательных организаций в плане обеспечения необходимых условий для развития личности дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования [2]. Эффективность внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельность дошкольной образовательной организации зависит от ее инновационного потенциала, а также совокупности экономических, социальных, психологических факторов.
Проблема многих дошкольных учреждения заключается в том, что, с одной стороны, необходимо пересматривать содержание образовательного и воспитательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, с другой стороны, педагоги не имеют достаточно знаний и необходимой информации для эффективного ведения и проектирования образовательного процесса, и не готовы к изменениям.
Чтобы решить данную проблему, на наш взгляд, необходимо организовать методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО в деятельность ДОУ, направленное на повышение профессиональной компетентности педагогов, переход от традиционной формы образования к инновационной.
В рамках магистерского исследования нами был разработан и реализован проект внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в деятельность муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14» города Кирова.
На концептуальной фазе проекта был проведен анализ состояния готовности ДОО и педагогов к внедрению ФГОС ДО:
- анкетирование педагогов ДОО,
- анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта;
• изучение передового опыта работы дошкольных организаций;
После проведения оценки для эффективного внедрения новации в МКДОУ №14 г. Кирова была создана рабочая группа, которой был разработан проект внедрения ФГОС ДО. Срок реализации проекта: 01.12. 2013 г. – 01.12. 2016 г.
Основополагающими идеями проекта являются следующие:
- при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо изучить содержание стандарта, расширить и систематизировать знания педагогов по модернизации системы дошкольного образования. Для этого требуются специальные знания и квалифицированный педагогический персонал. Потребуются изменения в нормативной базе ДОО, в том числе, разработка новой образовательной программы;
- формирование инновационных подходов в профессиональной деятельности педагогов в процессе разрушения старых стереотипов. Заинтересованность педагогов в активном участии по методической работе – основа повышения профессиональной компетентности;
- рефлексия собственной деятельности – профессиональные знания, усвоенные в процессе проектирования помогают педагогам осознать инновационные изменения, активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО.
Цель проекта: разработка и реализация плана внедрения ФГОС ДО, ориентированного на изменение профессиональной позиции педагога, формирование у него готовности к реализации новых технологий в образовании.
Задачи:
- Выявить профессиональные затруднения, проанализировав готовность педагогов к внедрению ФГОС ДО.
- Организовать методическое сопровождение педагогов при реализации проекта.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
- Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОО.
Участники проекта.
Заведующий:
- руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Старший воспитатель:
- является основным участником реализации проекта;
- выполняет: функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности;
- организует методическую работу в ДОО;
- занимается информационным сопровождением проекта;
Педагоги:
- активно включаются в методическую работу по повышению их профессионального уровня.
Управление на этой фазе жизненного цикла проекта требовало очень большой разъяснительной работы среди педагогов о целях и задачах внедрения ФГОС ДО и его необходимости для системы образования и воспитанников.
На фазе планирования, был разработан план по внедрению ФГОС ДО в деятельность дошкольной организации с конкретными сроками каждого мероприятия. Особенностью управления проектом на этой фазе жизненного цикла являлось то, что в ходе реализации проекта, новая информация, которая поступала с сайтов ФИРО, ИРО, ЦПКРО, постоянно требовала корректировки разработанного плана реализации проекта.
На фазе реализации проекта был полностью выполнен план внедрения ФГОС ДО, разработанный рабочей группой.
С педагогами проведены мероприятия, направленные на:
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и содержание образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- повышение компьютерной грамотности и переход на электронные виды ведения документации, внедрение средств ИКТ в непосредственно-образовательную деятельность;
- организацию трансформируемой, полифункциональной, содержательно-насыщенной, вариативной, безопасной, доступной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
- повышение квалификации педагогических работников ДОО в связи введением ФГОС ДО;
- создание творческих групп для разработки проектов, направленных на индивидуализацию (Доска выбора, индивидуальные карты развития ребёнка, Клубный час);
- самооценку качества образования.
Проводилась систематическая оценка эффективности реализации плана и необходимая корректировка мероприятий, осуществлялся контроль за соблюдением графика проведения мероприятий плана.
При реализации проекта на этой фазе были четко распределены функциональные обязанности и выбраны ответственные за внедрение отдельных работ проекта, принимались решения о корректирующих действиях, необходимых для ликвидации отклонений по срокам реализации.
При завершении проекта были получены результаты реализации проекта:
- Разработан план реализации ФГОС ДО, ориентированный на изменение профессиональной позиции педагога.
- Педагоги повысили уровень своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации (курсы, вебинары, всероссийские конкурсы и т.д.).
- Обеспечено информационное, методическое, технологическое сопровождение педагогов при реализации проекта внедрения ФГОС ДО.
- Сформирован учебно-методический комплекс по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, комплект необходимых документов (сетки, графики, расписания, циклограммы, планы работы и др.)
- Творческой группой педагогов разработана основная образовательная программа ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
- Обеспечено повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО: включение в систему управления творческими группами ДОО, выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.
- Педагоги знают технологию разработки рабочих программ с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Каждым педагогом разработана программа дополнительной деятельности, которую он реализует в своей группе.
- Осуществлено обобщение педагогического опыта за три года по вопросам внедрения ФГОС ДО.
- Проведена внутренняя оценка качества образования, которая показала готовность большинства педагогов к работе в новых условиях.
На фазе завершения проекта был подготовлен отчёт по проекту, произведен анализ опыта работы педагогов по внедрению ФГОС ДО, выявлены успешные практики и затруднения, определены планы на будущее.
Отметим, что при реализации проекта возникали трудности по внедрению воспитателями ФГОС ДО в практическую деятельность ДОО, годами сложившаяся традиционная форма организации занятий заменялась на непосредственно образовательную деятельность. 50% педагогов ДОО – это бывшие учителя средней школы и им очень трудно было ломать сложившиеся стереотипы и развивать детей в свободной деятельности, отличной от учебной. Сложно проходила информатизация образовательного процесса: много времени затрачивалось на обучение педагогов электронному планированию, созданию своего сайта и электронного портфолио, сайта группы, электронного банка данных, умению находить необходимую электронную информацию для занятий.
Анализ результатов проекта по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельность дошкольной образовательной организации показал, что поставленные цели и задачи проекта выполнены. При реализации проекта повысился уровень профессиональной компетентности педагогов. Проект позволил определить перспективы методической работы с педагогами, направленные на индивидуализацию дошкольного образования и активное взаимодействие с родителями воспитанников.