Согласно юнгинианскому подходу в каждой личности присутствует мужское «анимус» и женское начало «анима» не зависимо от гендерных особенностей. Современное общество пресыщено мужеподобными женщинами и женоподобными мужчинами. На то есть свой объективные причины. На протяжении многих столетий женщины были вынуждены выживать и вытягивать семью из нищеты, тратить время на обучение детей, вкладывать силы в воспитание потомства, защищать жилище, пока мужская часть семьи отсутствовала и участвовала в военных, политических, социальных конфликтах. Мальчики и девочки вырастают в неполных семьях, как правило, отсутствуют мужские образцы адекватных моделей поведения и отношений между полами. Социальные роли в современном обществе настолько смещены, что в семьях присутствуют несколько женских образцов и поколений, поэтому непросто выстроить свою линию, каким образом выходить из трудных ситуаций, как выражать переживания, сохранять целостность и гармоничность. Поэтому мужское поведение женщинам знакомо, гораздо в большей степени. Однако чисто визуально пока еще сохраняется чисто внешнее соответствие и следование гендерным образцам в одежде, косметике, фигуре. Мужчины, как и женщины не могут бесконфликтно строить ни личные, ни деловые отношения, начиная с детского сада, затем с одноклассниками в школе, одногруппниками в техникуме или вузе, и в перспективе в своей семье и карьере.
Такое понятие как «архетип» и имя К.Г.Юнга не разделимы. Благодаря его научным трудам, психологам открылся мир коллективного бессознательного. «Врожденные образы жизненных вероятий» - так в своих работах К.Г. Юнг расшифровывает значение слова «архетип» [1]. Согласно авторской позиции К.Г. Юнга, в каждом мужчине и каждой женщине органично существует его противоположность. Тень мужчины – это женщина, а тень женщины – это мужчина. Так образом, тень часто влияет на действия, поступки и решения. К.Г. Юнг ввел в науку такие понятия как «анимус» – внутренний мужчина и «анима» – внутренняя женщина. Архетип, согласно юнгианскому направлению - это универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидениях. Концепция архетипов мужского и женского образа постоянно порождает новые толкования. Еще К. Г. Юнг отмечал, что более поздние толкования и определения архетипа будут более дифференцированными по сравнению с изначальными. Сами по себе архетипы бессознательны, могут быть представлены как в позитивном, так и негативном аспекте [2].
Далее остановимся на других используемых нами понятиям в статье. Анализ понятия «отношение» зарубежной и отечественной психологией позволяет рассматривать нам понятие «отношение» как активную интегральную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающую в результате взаимодействия субъектов, отражающую ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний [3]. Межличностные отношения представляют собой взаимную готовность личности к определенному типу взаимодействия, сопровождающуюся условиях общения и иной совместной деятельности. Межличностное отношение не только интериоризуются в образе другого человека, но и экстериоризуются на основе образа в таких актах взаимодействия как реакции, действия, поступки, направленные на партнёра, вызывая его активные реакции, действия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства личности. Происходит вторичная интериоризация отношений окружающих, то есть возникают взаимоотношения в виде групповых эффектов, образуя субъективную реальность психологической атмосферы, которая воздействует на личность, формирует её особенности[4].
К.Г. Юнгом предлагается архетипическая мандала отношений. Мужская часть души представлена семью архетипическими фигурами: защитник, кормилец, разведчик, генералом, священником, целителем (врачом), царем-отцом (царем). Женскую часть представляют - ведьма, мать, королева, фея [5].
Обратимся к некоторым авторским подходам в определении архетипов личности и межличностных отношений соответственно. Сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о том, что архетип является базовой матрицей, «первичным образцом» и фундаментальным механизмом [6]. На протяжении столетий этот механизм остается в первозданном виде. Какие бы перемены не происходили с культурами и цивилизациями, всегда остается неизменным действие архетипов. Со времен введения в психологию понятия архетипа, многие психологи занимались выделением архетипа. Не смотря на это, единая классификация архетипов не создана.
В настоящее время многие авторы высказывают свою точку зрения о матрицах партнерства. Так в книге Е.В. Емельяновой «Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений» описаны шесть уровней развития Анимы и Анимуса. Уровни развития в книге соотнесены с уровнями зрелости архетипов. К первому уровню относятся Ведьмочка и Разведчик; ко второму – Амазонка – Защитник; к третьему – Гейша- Кормилец; к четвертому – Жена-Муж; к пятому – Король – Королева; к шестому – Психея и Мудрец. [7].
В своих книгах Т.Б. Василец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева описывает семь женских архетипов: Амазонка, Ведьма, Гейша, Мать, Королева, Фея, Муза, и семь мужских: Разведчик, Защитник, Кормилец, Отец, Король, Целитель и Духовный учитель. Все архетипы у автора разделены на пары: Амазонка - Разведчик, Ведьма - Защитник, Гейша - Кормилец, Мать - Отец, Королева - Король, Фея - Целитель, Муза - Духовный учитель. В иерархии отношений, созданных автором, самым низким первым уровнем отношений считается пара Амазонка - Разведчик, а самым высоким седьмым, соответственно, пара Муза - Духовный учитель.
Татьяна Дмитриевна считает, что в каждом мужчине и женщине заложена «Матрица партнерства». Матрица партнерства в свою очередь состоит из семи состояний партнерства. Каждому состоянию партнерства соответствует свой уровень отношений. Идя по жизни, мужчины и женщины могут пребывать в разных состояниях партнерства. Под состоянием партнерства понимаются древние матрицы восприятия, поведения, чувствования, мышления, творчества женщины и мужчины по отношению друг к другу [6, с.83]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева описывает свою символическую «формулу отношений», представляя ее в виде детской пирамиды с семью разноцветными кольцами с фундаментом и осью отношений. У каждой пары, после встречи и знакомства, складывается своя пирамидка и в зависимости от того, как партнеры будут воздействовать друг по отношению к другу, такой у них и будет заложен фундамент пирамиды. Их стремление развивать отношение сформирует ось пирамидки. Духовное и социальное единство партнеров сформирует вершину пирамидки.
Нет ни одной сказки или мифа где были бы описаны все уровни отношений. Формула отношений разбросана по разным источникам, чему способствовало многообразие нашей истории. Большинство источников описывают первые три уровня отношений, которые связаны с познанием друг друга через саморазвитие. Еще меньше историй могут описать уровень партнерства и сотрудничества, а это четвертый и пятый уровни отношений. Истории, отражающие духовное обновление партнеров, в основном авторские.
Если продвигаться снизу вверх по пирамидке, самым первым уровнем отношений будет испытание силы партнерами друг у друга. Исследуя границы терпения своего спутника, мужчина и женщина выявляют допустимые и недопустимые способы воздействия на него. Основной и главной ловушкой на данном уровне будет «увлечение поединком». Для избегания ловушек, сюжеты сказок напоминают героям об их любви друг к другу. В состояниях партнерства это уровень назван «Поединок в ритме танго», где Амазонка соперничает с мужчиной, а Разведчик собирает новую информацию о боевой подруге, удивляя и интригуя ее.
Второй уровень отношений - это прикосновение к тайне другого. На этом уровне герои сказок пытаются выведать тайны своих партнеров, не смотря на запрет. Главное качество на этом уровне – доверие. На этом уровне в отношениях партнеров возникает вопрос, сможет ли он любить другого, узнав о нем что-то, что может очень ему не понравиться. Недоверие к любимому человеку порождает первую ловушку данного уровня. Избыток информации о партнере также ведет к новой ловушке «розовым очкам». На этом уровне закладывается один из основных принципов отношений - готовность познавать друг друга. В состояниях партнерства данному уровню соответствует уровень «Запретная дверь». На этом уровне Ведьма начинает дозировано делиться информацией с Защитником, а он пытается защитить ее от опасностей. Каждый из них стремиться распознать тайны другого.
Тритий уровень отношений «Сакральная близость» скрыт в сказках от посторонних глаз, так как связан сексуальностью и чувственность партнеров. В сказках мы можем уловить только намек. Сексуальная энергии считается энергией высоких порядков, которая может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Сексуальная энергия может обнулить старые программы и стереотипы, тем самым обновить, пробудить желание к обновлению, но может и разрушить. Поэтому соблюдение этики и правил работы с сексуальной энергией должен знать каждый из партнеров. На этом уровне процесс развития отношений между партнерами начинается на телесном уровне, проходит эмоциональные, ментальные уровни, и заканчивается на духовном. Неразборчивость в выборе партнеров, стремление к удовлетворению себя только на телесном уровне – главная ловушка этого уровня. Третий уровень в состояниях партнерства называется «Брачное ложе». На этом уровне Гейша начинает посвящение Кормильца в тайны близости, а Кормилец пытается создать для Гейши максимально комфортные условия.
Четвертое кольцо в пирамиде – это сотворчество в создании новой жизни. Если первые три уровня были направлены на познание друг друга мужчиной и женщиной, то сейчас они стали готовы к сотворчеству, продолжению рода. Их основной задачей становиться передача своим детям духовного наследства. В сказках дети, рожденные зрелыми родителями, всегда обладают выдающимися способностями. Жизнь на этом уровне может огорчить только безответственное отношение к сотворению новой жизни. В состоянии партнерства «Сотворение мира» Отец дает свое семя, а Мать принимает в себя семя мужчины, тем самым продолжая род Отца.
На пятом уровне отношений мужчина и женщина совершенствуют среду обитания и окружающую действительность. Здесь происходит распределение обязанностей между супругами. Действия супругов направлены на улучшение качества жизни и поддержку начинаний супруга. Конкуренция между супругами – главная ловушка пятого уровня. Муж и жена могут начать делить не только власть в семье, но бизнес. Споры за власть на этом уровне гораздо серьезнее, чем были на первом уровне. Супругам на этом уровне придется пережить трудности в организации быта, изменения качества жизни, а может быть на себе прочувствовать все трудности выживания в данной среде. На этом уровня велика вероятность того, что затянувшийся поединок, может перерасти в войну. «Управление государством» дает возможность понять, что Король и Королева ожидают друг от друга, как произойдет распределение их обязанностей, что станет в их семье законом и порядком.
Шестое кольцо - это забота о настроении и состоянии друг друга соответствуют шестому уровню партнерства «Куртуазная любовь». Как на втором, так и на шестом уровнях отношений супруги постигают тайны друг друга. Особенностью является то, что на этом уровне супруги искренне любят друг друга и доверяют партнеру. Любящие стороны заботятся о настроении своей пары, умеют противостоять невзгодам другого, оставаясь при этом самим собой. Пара знает, что вместе можно преодолеет все трудности. На этом уровне Фея поддерживает и оберегает мир Целителя, а он заботится о внутреннем благополучии Феи.
Самым высоким уровнем отношений является уровень духовной поддержки. На этом уровне нет необходимости специальными усилиями поддерживать любовь, она сама проявляется во всем многообразии. Супруги являются духовными соратниками. Название состояния партнерства «Божественное вдохновение» в полной мере отображает отношения Музы и Духовного учителя. На этом уровне партнеры впервые не пытаются что-либо изменить в себе и окружающем мире. Они достигли полной гармонии.
Мы попытались, основываясь на анализе работ коллег, предложить свою архетипическую иерархию построения межличностных отношений. В основе выстроенной нами иерархии лежит уровень личностной зрелости архетипа, уровень развития сознания и самосознания, умение рефлексировать и этичность.
На первом уровне пара Амазонка и Разведчик. Основная функция мужского и женского образа – разведка, добытие информации. Амазонка предпочитает неожиданные молниеносные захватнические вторжения. Азартна в достижении цели, маниакально зациклена на успехе и непреодолимом желании быть лучше других, ее агрессия воинственна [9]. С мужчиной соперничает и ощущает себя служанкой, хотя детей стремится иметь. Проблемы выживания решает самостоятельно. Разведчик пытается широко наладить контакты с внутренним миром через неуемное общение и любопытство, может удивлять и интриговать, рисковать собой ради благополучия близких. Обеспечивает и довольствуется минимально необходимым для жизни. Для данной пары соответствует формат межличностных отношений, в которых ссорятся, бурно выясняют отношения друг с другом, провокационно себя ведут.
Второй уровень межличностных отношений Гейша и Кормилец. В Гейше присутствуют такие черты, как сексуальность, страсть, привлекательность, чувственность, эротизм. Всегда заботиться о своем телесном, психологическом и духовном комфорте. Женщина-Гейша любит себя и демонстрирует это миру. Предпочитает изобилие, балует себя новизной женского образа, уходом за собой. Наслаждается каждым моментом жизни. Терпима к себе и нетерпима к соперницам.
Гейша флиртует, соблазняет, используя разные тактики вербовки поклонников от самых примитивных, наподобие жеманства, нарочитой манерности в поведении и речи до самых радикальных, заманивающих мужчину в сети. Может использовать ложь, манипуляцию, еду, музыку, танец, инсталляции с телом, поскольку знает мужские слабости и откровенно ими жонглирует на свое усмотрение. Гейша в отношениях ветрена, поверхностна, отчаянно пытается обрести покровительство мужчины, затем его низвергнуть. Часто в основе такого поведения лежит пережитое в жизни отвержение отца или другого значимого мужского образа из прошлого. У Кормильца более высокий статус выживания, чем у Разведчика, он создает внешне комфортабельный образ жизни, отвечает за тех, кто рядом, и создает условия для них. При этом в достижениях отвечает за качество жизни, ощущает удовлетворение от профессиональной деятельности и отдыха. Собой, как правило, доволен, однако может быть нацелен и на поглощение, предъявлять счета в сочетании с внутренней и внешней пассивностью и требовательностью к окружающим.
Третий уровень межличностных отношений Ведьма и Защитник. Ведьма обладает тайными знаниями. Дети для нее не ценность, может умерщвлять их, не принимать или игнорировать. Других людей использует в своих интересах, при этом коварна, лжива, неэтична. Изощренная интриганка, подавляет инициативу других через выстраивание необходимых ей стратегий и втягивая на свое усмотрение нужных ей людей в понятную и ведомую только ей игру и манипуляцию. При этом ее агрессия может быть пассивной, и открыто внешне не демонстрироваться. Защитник может также использовать агрессивно-деструктивные способы защиты своих интересов при полном безразличии к интересам других и даже навязывании им своей воли. На этом уровне те, кто находится под покровительством Защитника ощущают себя в безопасности, могут продуктивно творить, не испытывая особой нужды. Руководитель структуры или организации, личность которого соответствует данному уровню межличностных отношений и несет характеристики ведьмы подавляет инициативу подчиненных, хотя внешне современные ведьмы ухожены, могут быть социально востребованными, выглядеть вполне респектабельно.
Четвертый уровень межличностных отношений Жена-мать и Муж-генерал. Этот уровень межличностных отношений отличает высокая степень ответственности, лидерство, власть, принятие решений, генеральных стратегий, опоры и стремления к стабильности. Женщина выступает как мать, но может проявлять себя и как мачеха. Она выбирает, удерживает, вынашивает, рожает, символически сопровождает, благословляет и отпускает в нужное время мужское семя (мысль, образ, действие, чувство, идея, слово и пр.). Архетип «мать» характеризуется проявлением заботы, внимания, терпимости, сочувствия к окружению. Женщина наделена мудростью. Энергетика материнского архетипа является источником всего нового. Материнство высшее проявление и главная цель данного архетипа. У женщины, принадлежащей к этому образу в доме, во внешности, в семье преобладает изобилие, плодородие, жизнь без стрессов. Женщина ценит стабильность. Данный архетип предпочитает во внешнем облике удобную одежду, сдержанные тона в макияже.
На данном уровне возможна потеря интереса к жизни и творчеству в любом виде, эмоциональная тяжесть, равнодушие и утрата чувств, которые возможны при прерывании беременности.
Пятый уровень межличностных отношений - это Королева и Король. Данный уровень межличностных отношений характеризуют: высокая самооценка, развитое чувство собственного достоинства, изобилие, богатство, власть, создание системы, управление и системная организация. На этом уровне анимус встроен в природу женщины. Король и Королева это статусно, дорого одетые мужчина и женщина, имеющие армию, личностную охрану, роскошные апартаменты, социально успешные. При негативном варианте развития межличностных отношений этого уровня наблюдаются варианты неприступного карающего стиля, подавляющей власти, удушающего управления недокоролевы и недокороля.
Шестой уровень межличностных отношений Фея и Целитель, характерно таинство исцеления, врачевания, помощи, одаривания, благословления, посвящения, при божественной этике, растрачивания собственных ресурсов без остатка. Фея и Целитель нуждаются в восстановлении и благополучии друг друга, не имеют негативного полюса, так как эго растворяется при переходе к новым системам ценностей. Наблюдается адресная помощь, разрушающие программы не работают, характерно духовное завоевание. На данной параллели анима и анимус взаимно дополняют и восстанавливают друг друга на физическом, ментальном, эмоциональном и духовном уровнях уже без применения алкогольного, наркологического погружения, используя ресурсы друг друга.
Седьмой уровень межличностных отношений Богиня-воительница и Бог-Царь-Отец – это высочайший уровень вершины зрелости, уровень гармонии и умиротворения. Плоды союза – миссионерство, меценатство, героизм, озарения, безвозмездное служение, мудрость, вдохновение, рефлексия, духовность, глубокое понимание, готовность принимать мир, нетленные знания, автономность, смелость, мужество, решительность, созидание. При этом уровне социальный статус может быть высоким, однако социальные условия жизни уже не важны, они не влияют на внутреннюю жизнь и не входят в систему ценностей. Возможен сознательный отказ от всего лишнего, наносного, ненужного и это не отказ от жизни и не остановка в росте и развитии.
Мы убеждены, что данная иерархия действует не только в парных отношениях. Она распространяется на другие сферы активности человека. Например, в рамках и границах архетипа мы дружим, в рамках актуально действующего архетипа трудимся, воспитываем детей, взаимодействуем с властью, обращаемся в службу поддержки, сферу обслуживания и пр.
Сложно представить дружбу между Амазонкой и Богиней-воительницей. Обе внешне здоровы, молоды, физически совершенны, однако первая азартна, агрессивна, без ограничений конкурирует и буквально со всеми соперничает, дразнит, провоцирует других на агрессию, ее характеризуют спонтанность и желание любой ценой самоутвердиться. Вторая настолько внутренне свободна, неуязвима и автономна, что социальные условия жизни уже не входят в систему ее ценностей. Ей выполняется миссия служения, геройства, озарения направленная на благо другим. Может самозабвенно внутренне противостоять системе, если система не транслирует общечеловеческие ценности этичности и гуманизма. Любую ситуацию, в том числе и проблемную, они будут рассматривать по своему, каждая на своем уровне межличностной и психологической зрелости. В рамках делового взаимодействия Амазонка и Богиня-воительница вполне могут конструктивно взаимодействовать.
В некоторых коллективах собраны большей частью амазонки, и они конкурируют, в других коллективах ведьмы, они плетут интриги и сплетничают, исподтишка делают гадости, в третьих - преобладают гейши, и они озабочены соблазнением и многочисленными романами, в четвертых – матери, которые воспитывают детей, учат с ними уроки, готовят вкусную и полезную своим детям пищу, в пятых – королевы и они управляют, в шестых – феи и они исцеляют, в седьмых – богини-воительницы и они преобразовывают. Подобную вертикаль можно простроить и по мужским архетипам.
Нашим глубоким убеждением является, что именно проблемная ситуация показывает какой именно архетип доминирует в настоящий момент. Например, на адюльтер в семье или паре, разные архетипы реагируют в соответствии со своим уровнем зрелости. Приведем на примере женских архетипов. Амазонка будет драться с соперницей, доставать ее звонками. Гейша заведет парочку, а то и больше новых любовников. Ведьма затаится, будет колдовать, использовать магию, злорадствовать и наблюдать за обидчиками. Жена-мать погрузиться в воспитание детей или родит еще одного ребенка. Королева пойдет к начальству или (и) напишет письмо руководству всех участников сторон. Фея запишется к психологу, и будет исправлять ситуацию с помощью психокоррекции и психотерапии. Богиня-воительница пожелает им добра и благословит на новую семейную жизнь и новые отношения.
Как правило, рассматриваемые архетипы формируются в семьях и семейных системах, учебных и трудовых коллективах, которые дети наблюдают с детства и примеривают на себя как эталонные в мужском и женском взрослении. Значимую роль в переходе с одного уровня межличностных отношений на другой уровень играет инициация или посвящение, обучение, воспитание. Иногда инициация внешне выглядит как возврат в точку старта, потеря ощутимых и видимых благ, связей, популярности, материальных ресурсов. Цель инициации – научиться держать удар, выработать в себе выдержку и рациональный подход к жизни, руководствоваться духовными соображениями и завоеваниями, стать более терпеливым, сильным, зрелым, мудрым и пр., в новом более высоком социальном и личностном статусе и уровне зрелости научиться находить выход из проблемы.
Таким образом, в межличностных отношениях каждый архетип проявляется в конструктивной форме – взлеты и подъемы в творчестве, профессии, карьере, и в деструктивной форме, которая нередко проявляется спонтанно и неосознанно – разрушая, доминируя, подчиняя, унижая, подавляя, дискриминируя и пр. [10].
Нами предпринята попытка изучения архетипов в межличностных отношениях. Обратимся к результатам.
Для изучения взаимосвязи архетипа нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве основного контингента исследования выступили мужчины и женщины возрасте от 18 до 56 лет. Опрашивались жители Кирова, Кировской области. Всего в исследовании приняло участие 72 женщины и 69 мужчин.
В исследовании использовалась экспертная оценка по женским архетипам, а также метод свободного описания, методы наблюдения, беседы с мужчинами и женщинами как респондентами, математико-статистические методы обработки материалов исследования.
В соответствии с результатами исследования методом экспертной оценки, а также методом свободного описания, методом наблюдения, беседы с мужчинами и женщинами, можно отметить, что женщины и мужчины по всей выборке выбрали все описываемые нами архетипы.
Обратимся к количественной статистике нашего исследования. Так, женщины с архетипом «амазонки» - 16 %, «гейши» - 13 %, «ведьмы» составляют большинство выборки – 39 %, с архетипом «мать» составляет - 21%, с архетипом «королева» - 4 %, с архетипом «фея» - 4%, с архетипом «богиня-воительница» составляет - 3%.
Результаты исследования мужской выборки. Мужчины по всей выборке выбрали: архетипы «разведчика» - 20 %, архетипы «кормильца» - 43 %, архетипы «защитника» - 21 %, архетипы «мужа-генерала» - 4 %, архетипы «короля» - 8 %, архетипы «целителя» - 2 %, архетипы «бога-царя-отца» - 2 %.
На наш взгляд, подобные выборы респондентов объясняются привычными для женщин и мужчин нашего региона социальными ролями, наблюдать и исполнять которые респонденты склоны с детства на примеры значимых мужчин и женщин их окружения. Также мы склоны объяснить это тем, что наблюдается известная степень провинциальности изучаемой выборки, и многие женские и мужские архетипы просто не востребованы в жизни небольшого российского города и области.
Таким образом, архетипы помогают мужчине и женщине познать себя, посмотреть как бы со стороны на собственную психологическую природу, потребности, отследить динамику тех или иных мотивов и интересов. Осознание мужчиной и женщиной себя, а также собственные жизненные роли – мужа, руководителя, добытчика, защитника, дочери, матери, любовницы, и прочее, дает возможность научиться быть собой и руководить своей жизнью. Знакомство с архетипами приводит и мужчину и женщину к принятию самобытности бытия, дает понимание межличностных и внутренних конфликтов, объясняет различия в характерах, внешнем облике, облегчает выявление потенциальных психологических трудностей во взаимоотношениях с родителями, возлюбленными, детьми, руководством и другими значимыми персонами.
Юнгианская теория архетипов сыграла большую роль в развитии психологии женщин и мужчин. Анализируя тот или иной объект можно не только формально с точки зрения обывателя, но и более основательно, глубже и тоньше просматривая и улавливая все новые смыслы и ценности женской и мужской истины.