Одной из задач естественнонаучного образования в начальной школе является развитие у учащихся первоначальных природоведческих представлений, которые вводят их в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт детей и обеспечивают переход от представлений о предмете и явления к понятиям.
Работа по развитию конкретных представлений у третьеклассников о животных из Красной книги Кировской области позволит обогатить знания учеников о природе родного края, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу, представит возможность каждого человека внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Этому могло бы способствовать включение в образовательный процесс учебных видео-и кинофильмов.
Актуальность темы исследования связана как с недостатком самих учебных видео-и кинофильмов для младших школьников о животных из Красной книги Кировской области, так и рекомендаций по развитию представлений о таких животных.
С целью выявления уровня развития представлений у третьеклассников о животных из Красной книги Кировской области на базе МБОУ СОШ с УИОП № 62 имени А.Я. Опарина г. Кирова был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что у 55% учащихся класса низкий уровень развития указанных представлений, у 40 % учащихся – средний уровень и лишь у 5% учащихся высокий уровень развития представлений о животных из Красной книги Кировской области (см. рисунок).
Рисунок – Уровни развития представлений учащихся 3 «б» класса о животных из Красной книги Кировской области
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены условия использования видео-и кинофильмов в процессе развития представлений младших школьников о животных из Красной книги Кировской области:
1. При подборе видео-и кинофильмов необходимо учитывать:
1) возрастные особенности и познавательные возможности младших школьников;
2) животные из Красной книги Кировской области должны быть показаны в естественной среде их обитания, что позволит не только полнее и точнее воспринять ученикам особенности внешнего вида животных, их местообитания и образа жизни, но и не нарушит правила поведения по отношению к таким животным.
С учетом этих условий нами были подобраны видеофильмы и кинофильм о краснокнижных животных (см. таблицу).
Таблица 1
Видео-и кинофильмы о животных из Красной книги Кировской области
№ п/п |
Представления |
Видео- или кинофильм |
1 |
Бабочка Аполлон |
URL:https://www.youtube.com/watch?v=QGMyWHZhqGQ |
2 |
Бабочка Павлиний глаз |
URL:https://www.youtube.com/watch?v=5Qu_F3YKCQ |
3 |
Медянка |
URL: https://www.youtube.com/watch?v=S_V2aM-lku0 |
4 |
Гагара |
URL: https://www.youtube.com/watch?v=wTRIsgTny8A |
5 |
Лебедь-шипун |
URL: https://www.youtube.com/watch?v=tk26XFnuegE |
6 |
Рыжая вечерница |
URL: https://www.youtube.com/watch?v=IreuJT45K8Q |
7 |
Северный олень |
URL:https://www.youtube.com/watch?v=0OXG0nWZAOI |
8 |
Выхухоль |
URL: https://www.youtube.com/watch?v=ntHbEZo-v_o] |
2. При демонстрации видео- и кинофильмов учитывать методику их использования в учебном процессе начальной школы (по З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой):
- перед демонстрацией видео- или кинофильма педагог делает запись 2-3 ключевых вопросов на доске, на которые учащиеся должны будут ответить после просмотра фильма;
- продолжительность видео- или кинофильма не может превышать 5 – 10 мин., так как именно столько времени дети имеют возможность сосредоточить внимание на увиденном материале. Во время демонстрации фильма учитель является активным зрителем и участником процесса, он обращает внимание детей на те моменты, в которых кроются ответы на основные вопросы;
- после демонстрации делается небольшая пауза, а затем учащиеся отвечают на 2 – 3 вопроса, написанные на доске. Далее проводится беседа по содержанию видео- или кинофильма, помогающая уточнить полученную информацию, проверить, как усвоен материал [1, с. 303-305].
3. В беседе с детьми по содержанию видео-и кинофильма целесообразно включать вопросы и задания на основе методов экологической психопедагогики (С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвин): метода экологических ассоциаций, который предполагает использование аналогии между природными объектами и соответствующими социальными проявлениями; метода экологической лабилизации (возникновение психологического дискомфорта в случае понимания нецелесообразности сложившихся экологических условий); метода художественной репрезентации природных объектов (передача образа природного объекта через образы искусства); метода экологической идентификации (постановка человека себя на место объекта природы); метода экологической эмпатии (сочувствие состоянию природного существа); метода экологической рефлексии (самоанализ действий по отношению к природе) [2, с 205].
На наш взгляд, указанные выше условия при использовании видео- и кинофильмов в учебном процессе по окружающему миру будут способствовать эффективному развитию представлений третьеклассников о животных их Красной книги Кировской области.