Полный текст статьи
Печать

От социального климата семьи, ее духовного и нравственного развития зависит успешное воспитание детей и их социализация. Рассматривая семью как институт воспитания нужно отметить, что она оказывается более влиятельным фактором, чем другие. В настоящее время в России преобладают «малодетные» семьи, поэтому происходит смещение понятия «многодетная семья». В настоящее время многодетной семьей считается семья с тремя детьми и больше, пару десятилетий назад семьи с 3-4 детьми считались «среднедетными», а многодетной считалась та семья, в которой было пять и более детей.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют три группы многодетных семей:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи) [1]. Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малой обеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью матери, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической неполноценности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития [2].

Как показывает практика, воспитывать детей в многодетной семье не простая задача. Родителям нужно распределить свое время так, чтобы его хватало на каждого ребенка. У детей в семье возникают проблемы во взаимоотношениях братьев и сестер – необходимость любить того, с кем конкурируешь за внимание и любовь родителей. Наиболее сложной для родителей оказывается задача – быть справедливым по отношению ко всем детям в семье. Так же проблемы возникают и из-за низкого уровня материального положения семьи.

Наряду со всеми трудностями и противоречиями в воспитании детей в многодетных семьях существуют и положительные моменты. Старшие дети во многом помогают своим родителям, как по хозяйству, так и принимают участие в воспитании своих младших братьев и сестер. Так же дети из многодетных семей привыкают с детства находится среди большого количества людей и общаться с ними, поэтому у них хорошо развиты коммуникативные навыки. Можно утверждать, что дети из многодетных семей более самостоятельны и лучше подготовлены к будущему браку, потому что они с детства учатся делиться и считаться с мнением других.

Влияние многодетной семьи на ребенка может быть, как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи и наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания.

Для того, чтобы лучше понять, особенности семейного климата в многодетной семье, нами была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая помогла выявить уровень внутрисемейных отношений в многодетных семьях. Наше исследование мы проводили с помощью двух методик:  «Рисунок семьи» и тест для родителей: «Мера заботы о ребенке» [4,5]. В ходе проведения исследования мы проверили и оценили особенности внутрисемейных отношений «глазами ребенка», а так же определили степень проявления заботы родителей по отношению к собственным детям. В исследовании принимали участие 13 детей из многодетных семей, разного социального статуса, а так же 12 родителей, имеющих многодетную семью. 

Методика «Рисунок семьи» заключается в том, что детей просят нарисовать их семью. При этом не рекомендуется объяснять, что обозначает слово «семья», а если возникают вопросы: «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При анализе рисунков, следует учитывать следующие критерии:

1) общий размер рисунка;

2) количество членов семьи;

3) соответствующие размеры членов семьи;

4) расстояние между членами семьи;

5) наличие каких-либо признаков между ними;

6) наличие животных;

7) вид изображения: схематическое изображение, реалистическое, на фоне пейзажа и т.п.;

8) степень проявления положительных эмоций.

Проанализировав рисунки детей, мы можем утверждать, что в целом внутрисемейные отношения характеризуются положительно. Общие размеры всех рисунков одинаковы: они расположены на листе А4 и заполняют все пространство. Все дети изобразили всех членов своей семьи без исключения, фигуры на рисунке имеют соответствующие размеры. Так же стоит отметить, что расстояние между членами семьи почти на всех рисунках минимальное. А в большинстве случаев родители и дети держатся за руки, что указывает на положительные внутрисемейные отношения. В основном, на полученных рисунках семьи были нарисованы на фоне пейзажа или в домашних условиях, что указывает на то, что семейный досуг дети и родители проводят не только дома, но и на природе.

Анализируя рисунки, мы можем утверждать, что в исследуемых многодетных семьях отношения между детьми и родителями складываются положительно.

Кроме этого нами был проведен тест «Мера заботы о ребенке», предназначенный для опроса родителей. Родителям предлагается 15 утверждений, которые они должны проанализировать и высказать свое мнение по каждому утверждению. Данный тест помогает определить степень проявления заботы родителей по отношению к своим детям. Результаты данного теста таковы: большинство опрашиваемых родителей, а именно 67% заняли верную позицию в воспитании своих детей. Это говорит о том, что их дети  получают достаточное количество  внимания и заботы со стороны родителей, а так же наряду с этим дети имеют возможность проявлять свою независимость и взрослость. 25 % родителей набрали большее количество баллов. Это говорит о том, что все их усилия направлены на то, чтобы оградить своего ребенка от окружающей среды. Такие родители считают, что они обязаны защищать интересы ребенка. Но в свою очередь, они могут получить протест со стороны ребенка. Потому что у детей в этом случае не формируется собственное мнение, и они во многом зависят от родителей. 8% опрашиваемых родителей набрали меньше всего баллов. Эти родители уделяют мало внимания воспитанию своих детей. Они больше озабочены проблемами, связанными с работой, чем воспитания. Данные проведенного теста отображены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты теста «Меры заботы о ребенке» 

Подводя итоги нашего исследования, мы сделали вывод о том, что дети, воспитанные в многодетных семьях, получают довольно хорошее воспитание. Большинство детей не обделены заботой и вниманием родителей. Они чувствуют их любовь и заботу. Радует то, что растет тенденция не только к увеличению числа многодетных семей, но и к правильной позиции воспитания. Большинство родителей не просто воспитывают своих детей, но и формируют у них самостоятельность и право на собственный выбор и самостоятельное принятие решения. Дети в таких семьях вырастают хорошо воспитанными, добрыми, терпеливыми и понимающими людьми, которые в будущем могут создать собственную крепкую и дружную семью.