Младший школьный возраст – период возрастного развития, когда правильная речь имеет особое значение для формирования грамотности. Среди наиболее частых проявлений дислалии у младших школьников являются ламбдацизм и ротацизм как нарушения произношения сонорных звуков. Ротацизм и ламбдацизм – это нарушения произношения звуков р и л соответственно. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называют дислалией. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным А.Г. Арушановой, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошкольников и у 5-7% младших школьников [1].
Актуальность вопросов коррекции лабдацизма и ротацизма связана с тем, что у младших школьников с дислалией страдает письменная речь, как следствие – проявляется неуспеваемость. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, могут замыкаться, стесняться, у них может развиваться негативизм. В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен на¬ходиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: [л] – в сочетании с [а] и [ы]; [р] – после [т] и [д]; в таких положениях звуки автоматизируются лег¬че [7]. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
М.Ф. Фомичева уточняет, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных [6].
По мнению Т.Б. Филичевой, после автоматизации произношения звуков в слогах, дальнейшая работа должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложении; автоматизация звука в чистоговорках и стихах; автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; автоматизация звуков в разговорной речи [5]. Нами было проведено исследование проявлений ротацизма и ламбдацизма у младших школьников с дислалией. По данным логопедического обследования, у 55% детей с дислалией встретились те или иные нарушения сонорных звуков. Нарушение твердого [л] встретилось у 20% детей, твердого и мягкого [р] – у 40%. Отметим, что у одного из детей нарушены произношения и [р], и [л]. Одноударного произношения, а также параротацизмов не встретилось. По 2 детей проявляют горловое, мягкое, боковое произношение; носовое произношение встретилось только у 1 из детей (12,5% от группы имеющих ротацизмы). Отсутствует звук [р] у одного из детей (помимо данного вида ротацизма, у него нарушенное произношение [л], также есть нарушения произношения свистящих звуков). Среди ламбдацизмов в группе встретились наиболее распространенные варианты – замены на в и краткий у. Нарушение произношения л в форме удлинения смежных гласных встретилось у ребенка, имеющего множественные нарушения звукопрозношения.
С учетом значимости правильного звукопроизношения для овладения грамотной речью и письмом у младших школьников была проведена работа по коррекции ротацизма и ламбдацизма, включившая четыре основных этапа коррекции рассматриваемых нарушений: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
При организации и проведении коррекционной работы использовали рекомендации таких исследователей, как М.И. Бегун, Л.Н. Ефименкова, Е.Ф. Соботович ,Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев.
На этапе подготовительных упражнений проводилась подготовка речеслухового и рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Работа шла по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков
При коррекции недостатков звукопроизношения звука [р] использовали упражнения для развития силы и напряжения воздушной струи, упражнение для губ. При этом предлагали в основном активные подготовительные упражнения.Цель этапа постановки звука– добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
При ротацизме и ламбацизме работу, в зависимости от индивидуальных особенностей проявления нарушения вели следующими способами: по подражанию, от опорного звука, а также смешанным способом.
Следующий этап – закрепление поставленных звуков и введение их в речь (автоматизация поставленных звуков). Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
У детей с дислалией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого– к сложному». Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.
Определенные требования предъявлялись к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) подбирали так, чтобы он был доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.
Сначала вводили звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходили к словам с обратным слогом. И только потом переходили к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты [2].
Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протекает различно у детей с одинаковыми видами нарушения звукопроизношения. Обнаружена корреляционная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.У детей с высоким и нормальным уровнем формирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруднений.У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фонематическим слухом, автоматизация затруднена.Автором подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а, следовательно, и восприятия различных звуков, входящих в слово, и правильного размещения их внутри слова [4].
Цель этапа дифференциации звуков – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, использовали дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.
Таким образом, цель логопедического воздействия при коррекции ротацизма и ламбдацизма – исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни. При коррекции ротацизмов и ламбдацизмов на подготовительном этапе ребенку предлагаются комплексы динамических упражнений. Постановка звука осуществляется по одной и той же технологии и при ротацизмах, и при параротацизмах. При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего, звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине. В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, в частности, [р] и [л].