Полный текст статьи
Печать

Проявления детской агрессии беспокоят как родителей, так и педагогов, поскольку агрессивное поведение детей, особенно с задержкой психического развития (далее – ЗПР), представляет серьезную общественную, психолого-педагогическую проблему.

Задержка психического развития рассматривается как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. Как правило, у основного числа детей отставание носит временный характер и может быть преодолено с течением времени, под влиянием лечения и в условиях коррекционно-развивающего обученияь [8].

На основании полученных исследований, проведенных Ю. А. Игнатовой, было обнаружено, что у детей данной категории возникает в два раза чаще, чем у обычных детей, конфликтность, агрессивность, драчливость, пренебрежение. Это обусловлено личностной незрелостью ребенка, недостаточно развитой эмоционально-волевой регуляцией поведения [6]. Кроме того, продолжительные неудачи в освоении школьной программы, негативное отношение к самому себе, трудности в выстраивании взаимоотношений с другими людьми выражаются в отрицательных поведенческих реакциях.

Агрессивное поведение детей проявляется в чрезмерной возбудимости, раздражительности, враждебности, упрямстве, несговорчивости с другими людьми, частом завязывании драки. Явно выраженная агрессия в детском возрасте сказывается и на состоянии здоровья, провоцируя развитие сложно контролируемого возбуждённого состояния. Помимо этого, агрессивность, приобретая стабильность в личностной характеристике, оказывает отрицательное влияние на процессы формирования психики ребенка и его адаптацию в обществе.

Важное значение в коррекции агрессивного поведения младших школьников отводится музыкотерапии.

Слово «музыка» произошло от греческого «мюзе» и означает «искусство муз». Ученые, занимающиеся исследованиями в области мифологии, рассказывают, что 9 муз, неземных сестер, которые управляли музыкой, поэзией, творчеством и наукой, были детьми греческих богов – Зевса и Мнемозины. Поэтому, музыка – это дитя настоящей любви, которая наделена грацией, невероятной красотой и волшебными целительными свойствами, которые имеют тесную взаимосвязь с небесным порядком и представлениями о нашей сущности и судьбе [3].

Слово «терапия» пришло из греческого языка и означает «лечение» [2]. Таким образом, музыкотерапия – это применение музыки для восстановления и укрепления здоровья.

Музыкальная терапия представляется интереснейшим и перспективным видом лечебного направления, которое применяется во многих странах мира.

Лечебное влияние музыки широко применяется в США. На сегодняшний день в США насчитывается свыше 5000 музыкальных специалистов, которые применяют музыкотерапию в клиниках, реабилитационных центрах, детских домах и школах. Они работают с разными категориями людей, в том числе с психическими больными, умственно отсталыми и пожилыми людьми. 70 учебных заведений в Америке готовят работников, специализирующихся в области музыкальной терапии [5].

В России так же имеются достижения в развитии музыкальной терапии. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института были проведены работы по изучению влияния музыки на организм человека. В результате проведенных исследований было выявлено, что 12 звуков, которые составляют октаву, гармонично взаимосвязаны с 12 системами человеческого организма [8]. При воздействии музыки на органы человека, они начинают «приходить» в состояние наибольшей вибрации. В результате происходит укрепление иммунитета, улучшается обмен веществ, активизируются восстановительные процессы, и человек идет на поправку.

Директором лаборатории валеологии Московского института повышения квалификации сотрудников образования М. Л. Лазаревым была разработана программа «Здравствуй», которая предназначена для развития детей с ЗПР и поддержание их здоровья [9]. В данной программе музыке отводится лидирующее место как лечебному и профилактическому средству.

Музыкальная терапия применима в реабилитации детей с отставанием в развитии в результате ее связи с правым полушарием головного мозга, который является ответственным за образное восприятие. Включение в работу правого полушария при музыкальном воздействии оживляет эмоциональную сферу ребенка, что приводит к погашению доминантного очага возбуждения, связанного с болезнью.

Музыка также может рассматриваться и как метод улучшения эмоционального фона в семейной обстановке, гармонизации взаимоотношений в семейном кругу [5].

Каждый человек имеет свои музыкальные предпочтения, именно любимая музыка оказывает наибольший эффект на состояние здоровья и развитие человека. У детей с задержкой психического развития в ходе музыкального занятия также  определяются музыкальные предпочтения. Рассмотрим особенности влияния музыки на человека:

– В григорианских песнопениях применяются темпы естественного дыхания, что дает возможность достичь чувства пространственной расслабленности. Они прекрасно подходят для спокойных занятий и медитации.

– Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает чувство стабильности, упорядоченности, безопасности.

– Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) имеет некую ясность, элегантность. Она способствует повышению концентрации внимания, улучшению памяти и пространственного восприятия.

– Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский) отличается глубокой выразительностью и чувственностью, способствует пробуждению индивидуализма, мистицизма. Прекрасно подходит для активизации чувств и ощущений.

– Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) построена на легко передаваемых музыкальных настроениях и ощущениях. Она провоцирует возникновение благоприятных образов, схожих с видением снов.

– Джаз, блюз, регги вдохновляют и улучшают настроение.

– Румба, маранга, макарена имеют яркие, живые ритмы и отличаются своей импульсивностью, что способствует повышению сердцебиения, учащению дыхания, такая музыка «приводит в движение» все тело.

– Поп-музыка заставляет тело двигаться, пробуждает чувство благополучия.

– Рок-музыка (Элвис Пресли,Стинг) способствует активизации чувств и ощущений, стимулирует активные движения, снимает напряжение. Но вместе с тем, такая музыка может создать напряжение, спровоцировать диссонанс, вызвать стресс и боль.

– Тихая размеренная фоновая музыка, плавная и спокойная, способствует повышению состояния расслабленной готовности.

– Панк, рэп, хип-хоп является сильным возбудителем, в связи с чем повышает активность человека.

– Религиозная и обрядовая музыка призвана успокаивать.

Что касается младших школьников с ЗПР, то для коррекции агрессивного поведения можно использовать следующие произведения:

– «Мелодия» К. Глюка, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Прелюдия до минор» Ф. Шопена, «К радости» Л. Бетховена. Данные произведения снимают подавленное, угнетенное состояние и улучшают настроение.

– П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс», Баркарол «Осенняя песнь», К. Сен-Сансе «Лебедь», С. В. Рахманинов «Концерт №2» начало второй части, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор». Такие музыкальные произведения оказывают расслабляющий эффект.

Анализ литературы позволил выделить три основных фактора влияния музыки на организм человека:

1) Вибрационный фактор – представляется стимулятором многих обменных процессов на клеточном уровне. Сегодня доказано, что при помощи вибрации можно оказать влияние даже на процесс катализа, выбирая наиболее верную вибрацию и стимулируя работу отдельных ферментов [3]. Помимо этого, звуковой вибрационный фактор, передающийся посредством звуков имени детей, напрямую формирует его организм. Каждое имя звучит определенными звуками, которые формируют уникальный вибрационный поток.

2) Физиологический фактор способствует положительному влиянию музыки на разные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Данный фактор путем ассоциативной связи может существенно воздействовать на возникновение позитивных изменений психического состояния ребенка с задержкой психического развития [3].

Различные типы музыки оказывают влияние на разные функции организма детей с отставанием в развитии. Например, при сбоях в дыхательной системе можно применять духовые инструменты. Играя на духовом инструменте, ребенок начинает выстраивать свое дыхание под тот темп, который идет в музыкальном произведении. Дыхательная музыкальная терапия дает возможность детям улучшить состояние своего здоровья, не ощущая самого процесса лечения [7]. При дефектах мелкой моторики пальцев рук используют клавишные инструменты, при психоневрологических дефектах – прослушивание музыки [10].

3) Психологический фактор заключается в том, что музыка учит детей ощущать ритмы жизни, гармонизует его индивидуальные биоритмы, дает возможность покинуть пределы личных проблем. Музыка обеспечивает возможность дозировать психофизическую нагрузку, приступая к слушанию музыки с мягких звуков и переходя до сильных ритмов аэробики и танцев.

Таким образом, на сегодняшний день музыкальная терапия представляет самостоятельное психокоррекционное направление, которое оказывает воздействие на детей в двух направлениях:

– психосоматическое, в ходе которого происходит лечебное воздействие музыки на состояние организма;

– психотерапевтическое, в ходе которого исправляются нарушения в личностном развитии, в психоэмоциональном состоянии. Именно катарсистическое (очищающее) влияние музыкальной терапии дает возможность применять ее в исправлении нарушений детей, имеющих отклонения в развитии. 

Процесс восприятия музыки ребенком происходит совместно с ним. Психолог оказывает помощь в «перешагивании» из реальной жизни в выдуманный мир, мир образов и настроений. В небольшом предисловии перед прослушиванием музыкальных произведений, специалист должен настроить ребенка на восприятие определенного музыкального образа, а сама мелодия уводит ребенка от реальных негативных переживаний, помогает ему увидеть красоту природы и мира.

В беседе с ребенком после прослушивания психологом выясняется, что «видел» ребенок, что чувствовал, что «делал» в воображаемом путешествии, что он может описать словами и какую картинку нарисовать. Данное восприятие музыки снимает напряжение, улучшает у младших школьников психоэмоциональное состояние.

В рамках психокоррекционной работы с детьми может быть использована интегративная музыкотерапия, представляющая синтез наглядно-зрительного и музыкального восприятия. Например, когда музыка звучит в сопровождении видеозаписи видов природы. Ребенку предлагается «зайти» внутрь изображения – к прохладному ручью, на лужайку, поймать бабочек и т.д.

Органичное сочетание таких способов восприятия приводит к более сильному психокоррекционному эффекту. При работе с детьми, у которых имеются особые образовательные потребности, использование активной музыкотерапии происходит в разных вариантах: вокалотерапия, кинезитерапия.

Занятия вокалотерапии имеют направленность на создание оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих оптимистических детских песен, которые можно исполнять под аккомпанемент или фонограмму. 

Нарушения эмоционально-личностной сферы и психомоторики детей с ЗПР могут корректироваться не только при помощи одной музыки и картин. Можно использовать и кинезитерапию. Она основывается на взаимосвязи музыки и движений. В языке движений, жестов, мимики, поз находит отражение внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения становятся средствами невербального общения и разрядки напряжения эмоционального характера. 

Можно выделить два вида восприятия музыки на занятиях с детьми: активное и пассивное. При пассивном восприятии музыки она используется в качестве музыкального фона во время рисования, или в качестве средства релаксации.

В активную работу с образами музыки входит: 

1)   упражнения на самоосознание посредством музыки (описание образного и эмоционального содержания музыки, сравнение музыкального содержания и своего состояния);

2)   свободный танец под музыкальное сопровождение, когда при помощи танца решаются задачи двигательного раскрепощения и самовыражения; 

3)   зарисовка музыкальных образов, в том числе в процессе групповой работы, во время которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками; 

4)   диалоги на инструментах, в процессе которых дети могут общаться друг с другом при помощи музыкальных инструментов, а это способствует налаживанию контакта между ними, взаимопониманию, совершенствует модели поведения;

5)   «живая музыка», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах. Например, колыбельную песню исполняют радостно, решительно, испуганно, и т.д.

Таким образом, музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников способствует гармонизации личности ребенка, восстановлению и коррекции его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов.

Благодаря музыке развиваются и нравственно-эстетические ориентации, проявляющиеся в отношении ребенка к природе, людям в виде сочувствия, сопереживания, сострадания. Формирование личностных нравственных ценностей, которые проявляются в обычной жизни детей и являются тем основным ориентиром, который определяет значение музыки в его воспитании.