Полный текст статьи
Печать

Обучение – весьма сложный процесс. В нашей жизни он играет особую роль, поэтому в настоящее время ему уделяется большое внимание. Но нередко можно наблюдать, что учитываются не все индивидуальные особенности развития учащегося. К ним можно отнести и ведущий тип восприятия информации обучаемым (модальность): аудиальный, визуальный, кинестетический или же дигиталистический. Исходя из имеющейся проблемы игнорирования ведущего типа восприятия информации обучаемым со стороны педагога, нами было проведено исследование, основной идеей которого являлось доказательство необходимости уделения внимания в обучении данному аспекту личности учащегося.

В ходе исследования, а именно на стадии проведения опроса среди педагогов с целью выявления случаев учёта ведущего типа восприятия информации учащимися, основываясь на результатах опроса, мы пришли к выводу, что учителя школы, на базе которой проводилось исследование, проинформированы о различных типах восприятия информации человеком. Но учитывают эту характеристику учащихся на уроках лишь половина опрошенных педагогов. Это свидетельствует о том, что данному аспекту личности не уделяется достаточное внимание в процессе обучения. Мы предположили, что некоторые педагоги либо не уделяют внимание данной проблеме вследствие недопонимания, либо – не получили достаточного количества знаний об этой проблеме. Это, в свою очередь, может привести к недостаточному пониманию материала обучающимися, либо к его не усвоению.

Так как половина опрошенных педагогов не учитывают различные типы восприятия информации школьниками, нами были составлены памятки, благодаря которым учителя-предметники смогли бы скорректировать план своего урока и в дальнейшем уделить внимание такому индивидуальному механизму познания, как тип восприятия информации.

В ходе исследования нами была проведена беседа с педагогами, в ходе которой они могли получить дополнительные сведения об аудиалах, визуалах, кинестетиках, дигиталах. Аудиалы – люди, воспринимающие информацию на слух, визуалы – люди, воспринимающие информацию зрительно, кинестетики – люди, воспринимающие информацию с помощью осязания, дигиталы – люди, воспринимающие информацию по категориям «логично, не логично».

Исходя из данных характеристик, нами были сформулированы памятки для педагогов, часть которых приведена ниже:

- В первую очередь необходимо уметь говорить правильно, то есть говорить, соблюдая нормы языка: интонацию, паузы и т.п. Это помогает аудиалам легче запоминать информацию. Кроме того, речь педагога становится более понятной, если она грамотна и доступна. Аудиал берёт всю нужную информацию из того, как и о чём Вы говорите.

- Следует сделать урок необычным, то есть отойти от формата обычного урока, в ходе которого дети слушают Вас всё время, отведённое на урок. Уроки дискуссии, выдача раздаточных материалов – всё это позволит создать базу для повышения уровня успешности обучения. Успешность обучения в данном случае достигается путём привлечения внимания школьника к обсуждаемой проблеме.

- При общении с визуалами стоит быть крайне осторожными. Так как для них важны зрительные образы, старайтесь дать ему возможность видеть Вас. Визуал, как и ребёнок с отличной модальностью, оценивает Ваши действия и на их основании понимает, верить Вам или нет. Поэтому при общении с визуалом, старайтесь чаще смотреть ему в глаза. Чтобы не наскучить ему, необходимо максимально сократить свою речь.

 - Кинестетикам важны Ваши чувства. Чтобы создать доверительную атмосферу, говорите спокойно, чуть медленно и будьте недалеко от того, с кем общаетесь.

 - Дискреты(дигиталы) во время общения, как правило, не подают признаков ни аудиалов, ни визуалов, ни кинестетиков, то есть и не видят, и не слышат, и не ощущают Вас. При общении с ними, старайтесь использовать в обороте научные слова, которые так или иначе оценивают Вашу речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учёт описанных в статье психотипов ребёнка позволит создать среду и условия для повышения уровня успешности образования.