Полный текст статьи
Печать

В психической жизни дошкольника весомую роль играет воображение. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать целостный образ какого-либо события или явления.

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В связи с этим, воображение ребенка значительно богаче воображения взрослого человека. Дети фантазируют по самым различным поводам: они придумывают ситуации, сочиняют фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Впрочем, эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной реальной жизни.

В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в итоге уникальные и ценные продукты.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: «обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя педагогу помгать его образованию и проявлению». Л. С. Выготский отмечал, что самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда – это изобразительная деятельность. Профессиональное и тактичное руководство изобразительной деятельностью поможет развить способности ребенка [1].

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что изобразительное творчество – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок создает объект или идею нового, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Дети, как правило, изображают не определенный образ, а обобщенное знание о нём, отражая и упорядочивая собственные знания о мире, осознавая себя в нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью» [1].

Ввиду того, что для развития творческого воображения детей часто традиционных подходов в изобразительной деятельности часто бывает недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир.

Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться.

Однако, как считает Т. С. Комарова, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т.п. [2]. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка), круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения. Для разнообразия занятий можно менять расположение детей: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом), сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.п. Также можно менять виды занятий: сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т.п.

Для развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях следует применять разные техники рисования. Доступность применения нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников и уровнем овладения ими. Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, способов рисования, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio – привычный) в педагогической практике образовательных организаций.

Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, по мнению И. А. Лыковой, способствуют осмысленной, в конечном счёте, одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка считаются основным механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел осуществить, нужно многообразие техник, материалов [3].

Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т.д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). На занятиях, где используются нетрадиционные техники рисования, дошкольникам предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

А. В. Никитина  считает, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети узнают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают всевозможные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение [4]. Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас.

Для нетрадиционного рисования в детском саду можно предложить всевозможные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. Ребенок должен иметь возможность выбора материала, что  способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:

1. Кляксография.

2. Раздельный мазок.

3. Монотипия.

4. Набрызг с помощью трафаретов.

5. Рисование на мокрой бумаге.

6. Рисование на мятой бумаге.

7. Раздувание капель.

8. Рисование свечой

9. Ниткография и др.

Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности.

Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, можно придерживаться следующих правил:

- предоставление детям свободы выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

- уважение к детям и результатам их творчества;

- индивидуальная своевременная поддержка и помощь;

- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

- организация в группе выставки детских работ и приглашение на выставку детей из других групп, родителей.

Рисование на основе использования нетрадиционных техник рисования не утомляет детей старшего дошкольного возраста, а наоборот, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Современные техники изобразительной деятельности развивают у детей творческое воображение, фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание и уверенность в себе.

В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует применения определенных методов и приемов руководства со стороны взрослого:

1. Появление и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

При подготовке занятий с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо побуждать детей к деятельности при помощи разных приемов:

- игра, которая считается главным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Главным условием развития творческого воображения на занятии является овладение ребенком графическими навыками. Плохое владение инструментом, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими и другие затруднения могут спровоцировать отказ от рисования. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогом – помочь ребёнку овладеть техникой рисования.

Чем разнообразнее будут условия, в которых проходит изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные возможности.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.