Актуальность исследования проблемы мотивационной готовности к материнству продиктована преобразованием институтов семьи, материнства, родительства и детства в России и особенно очень остро стоит на протяжении последнего столетия. Естественная убыль населения, число абортов в России по-прежнему остается одним из самых высоких в мире, тенденция к «скрытому инфантициду», формирование идеологии антиматеринства, «годвин-брак», «семья – конкубинат», детофобия, набирает оборот культ бездетности, острой проблемой остаются случаи скрытого отказа от детей, не в физическом плане, а психологическом, эмоциональном, скрытым за видимостью «благополучной» семьи. Значимыми проблемами остаются жестокое обращение, эмоциональная холодность и отвержение ребенка матерью, все это результаты негативных последствий культурных, политических и экономических преобразований общества.
Повышается образовательный и профессиональный уровень женщины, что способствует возрастанию роли женщины в социальной, политической, экономической сферах жизни общества. Совмещение общественной и семейной жизни женщин, эмансипация и передача части материнских функций дипломированным специалистам функционалам, снижение ценности материнства, независимость женщин в экономической и профессиональной сфере приводит к разрушению традиционных семейных укладов. Утеряны необходимые навыки, которые передавались из поколения в поколение, для полноценного воспитания детей, в том числе матерью своих дочерей, как женщины-матери, из этого следует, что снижена доминанта заботы о детях, семье и доме.
Факторами, способствующими психологической неготовности к материнству, и обстоятельствами, разрушающими составляющие материнства, выступают несформированные материнские установки, отсутствие образов ролей родителей, опыта семейного воспитания и семейных ценностей, наличие психотравмирующих ситуаций в детстве. Психологическая, в том числе мотивационной неготовности девушек и женщин к материнству, приводит впоследствии к искажению личностной сферы женщин, ухудшению материнско-детских отношений, неблагоприятно влияет на психоэмоциональное состояние всех членов семьи и социальной жизни общества в целом.
По мнению И.Ю. Хамитовой, Е.Ю. Шулаковой психологическая готовность к материнству рассматривается в зависимости от типологии материнских отношений, которые проявляются в способности матери предоставлять условия для развития ребенка и как отличительная черта личности, где отношение к ребенку является центральной основой. Ю. В. Скоромная объясняет субъективную готовность к материнству как деятельность по подготовке психики женщины к материнству, в динамически развивающейся функциональной системе, обладающей структурой и логикой развития [1].
В структуре материнского отношения существует четыре основных компонента: мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный. В формировании психологической готовности к материнству особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является одним из сложных психологических феноменов [2]. Психологическая система мотивационной готовности к материнству складывается из компонентов, необходимых для реализации одной из целей женщины – реализация потребности в материнстве. Мотивационная готовность выделяется из всей структуры психологической готовности, так как любая деятельность сопряжена с мотивом и со смыслом.
Р.Д. Санжаева, рассматривает мотивационную готовность как процессуально-динамическое явление и готовность «действующей личности к трансформации деятельности», преобразованию мотивов, как «определяющих деятельность» при получении информации, имеющей первостепенное значение для личности и влияющих на эту трансформацию [3, с.8, 15]. О.Н. Чучалова представляет мотивационную готовность как компонент, объединяющий возможности человека, средовые факторы и готовность человека к активному действию. Основным компонентом автор выделяет интенциональность как направленность человека на мир в конкретной ситуации осуществления жизни и предполагающая определенную готовность к самореализации во взаимодействии с миром [4, с. 21-22].
Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства: социальные для достижения желаемого социального и возрастного статуса, удовлетворения модели «полноценной жизни» и реализация своих возможностей; психологические, проявляющиеся через любовь к детям, стремление продолжить себя, свой род, компенсировать или решить свои жизненные проблемы; физиологические - достижение критического для деторождения возраста [5].
Мотивационная основа материнского поведения формируется на протяжении всей жизни женщины под влиянием как благоприятных, так и неблагоприятных факторов [6] и места, которое занимает рождение ребенка в иерархии смыслов жизни женщины, т.е. мотивацией рождения ребенка, определяется благополучие женщины в материнстве [7, с.9] и ее реализация в ней.
Цель эмпирического исследования – изучить особенности мотивационного аспекта психологической готовности к материнству у женщин. Объект исследования – психологическая готовность к материнству. Предмет исследования – особенности мотивационного аспекта психологической готовности к материнству у женщин на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов. Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений: мотивационная готовность к материнству является динамическим психологическим образованием, состоящим из социальных, психологических и физиологических мотивов; конкретный состав и психологическое содержание мотивационной готовности к материнству формируется до беременности, трансформируется во время беременности, родов и после них; структура и содержание мотивационного аспекта психологической готовности к материнству определяется социальным статусом женщины и наличием / отсутствием семьи и детей.
Для изучения особенностей мотивационного аспекта психологической готовности у женщин было организовано эмпирическое исследование, проходившее в январе – ноябре 2016 г. в котором приняло участие 188 женщин, из которых 65 незамужних девушек в возрасте 18-23 лет (студентки университета); 68 женщин в возрасте 19-28 лет (беременные женщины на разных стадиях беременности); 55 женщин в возрасте 20-30 лет, имеют детей в возрасте от рождения до 5 лет. Методами исследования выступили авторская анкета «Материнство и мотивация рождения ребенка», модифицированный вариант психосемантической диагностики скрытой мотивации И.Л. Соломина.
Согласно методике И.Л. Соломина, понятия, которые расположены в первых трех столбиках являются для испытуемых значимыми и осознаваемыми. Понятия, расположенные на четвертой и пятой позициях – незначимы. Понятия, расположенные в трех последних столбиках являются значимыми для испытуемого, но вытесняемыми. В таблице 1 представлены данные расположения понятий: материнство, беременность, младенец, я – мама, роды, роддом, семья.
Таблица 1 – Значимость и осознаваемость смежных понятий у женщин разных категорий
Понятия |
Позиции понятий |
||
1-3 |
4-6 |
7-8 |
|
Незамужние девушки, не имеющие детей (65 чел.) |
|||
1. Материнство |
12 (18,5%) |
38 (58,4%) |
15 (23,1%) |
2. Беременность |
10 (15,4%) |
41 (63,1%) |
14 (21,5%) |
3. Младенец |
2 (3,1)% |
53 (81,5%) |
10 (15,4) |
4. Я – мама |
2 (3,1)% |
55 (84,6)% |
8 (12,3%) |
5. Роды |
2 (3,1)% |
53 (81,5%) |
10 (15,4%) |
6. Роддом |
0(0 %) |
55 (84,6%) |
10 (15,4%) |
7. Семья |
29 (44,6%) |
18 (27,7%) |
18 (27,7%) |
Беременные женщины (68 чел.) |
|||
1. Материнство |
68 (100%) |
0 (0%) |
0 (0)% |
2. Беременность |
68 (100%) |
0 (0%) |
0 (0)% |
3. Младенец |
68 (100%) |
0 (0%) |
0 (0)% |
4. Я – мама |
68 (100%) |
0 (0%) |
0 (0)% |
5. Роды |
61 (89,7%) |
3 (4,4%) |
4 (5,9%) |
6. Роддом |
30 (44,1%) |
25 (36,8%) |
13 (19,1%) |
7. Семья |
68 (100%) |
0 (0%) |
0 (0)% |
Женщины, имеющие детей в возрасте от рождения до 5 лет (55 чел.) |
|||
1. Материнство |
55 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
2. Беременность |
15 (27,3%) |
10 (18,2%) |
30 (54,5%) |
3. Младенец |
55 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
4. Я – мама |
55 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
5. Роды |
13 (23,6%) |
12 (21,8%) |
30 (54,5%) |
6. Роддом |
10 (18,2%) |
10 (18,2%) |
35(63,7%) |
7. Семья |
55 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
Анализируя результаты, представленных в таблице 1, следует отметить, что незамужним девушкам, не имеющим детей, не свойственно понятия, связанные с материнством, ставить на значимые осознаваемые позиции (1-3). В большей степени понятия «Материнство» (58,4%), «Беременность» (63,1%), «Младенец» (81,5%), «Я – мама» (84,6)%, «Роды» (81,5%), «Роддом» (84,6%) ставят на нейтральные позиции, что говорит о том, что данная проблематика еще не является актуальной для данной категории испытуемых. «Семья» для девушек является значимой и актуальной, но чаще всего ими оценивается не своя семья, а родительская.
У всех беременных женщин понятия «Материнство» (100%), «Беременность» (100%), «Младенец» (100%), «Я – мама» (100%), «Семья» (100%) занимают значимые и осознаваемые позиции (1–3). Понятия «Роды» и «Роддом» осознаются и принимаются соответственно 89,7% и 44,1% испытуемых, но осознанны и вытесняемы данные понятия у 5,9% и 19,1% опрошенных. Также следует отметить что данными женщинами рассматриваемые понятия могут считаться нейтральными (расположены на 4-6 позициях): «Роды» – у 4,4 % и «Роддом» – у 36,8 % беременных женщин. Качественный анализ результатов позволил отметить, что данная позиция выбирается женщинами на ранних стадиях беременности.
У женщин, имеющих детей в возрасте от рождения до 5 лет, понятия «Материнство» (100%), «Младенец» (100%), «Я – мама» (100%), «Семья» (100%), как и у беременных женщин, занимают значимые и осознаваемые позиции (1–3). Понятия «Беременность» (27,3%) «Роды» (23,6%) и «Роддом» (18,2%) осознаются и принимаются незначительной частью испытуемых, но осознанны и вытесняемы данные понятия у большинства опрошенных женщин («Беременность» и «Роды» – у 54,5%, «Роддом – у 63,7%). Объясняющих данный факт тем, что данное жизненное событие значимо, но оно вытеснено более актуальной и эмоционально насыщенной информацией, связанной с воспитанием детей. Также следует отметить, что данными женщинами понятия могут считаться нейтральными (расположены на 4-6 позициях): «Беременность» – у 18,2%, «Роды» – у 21,8% и «Роддом» – у 18,2% женщин.
Качественный анализ результатов методики И.Л. Соломина позволяет проследить связь понятий «Материнство» и «Беременность» с категориями «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть» (таблица 2).
Таблица 2 – Соотношение понятий «Материнство» и «Беременность» с категориями «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть» (%)
Понятия |
Связь понятий с категориями |
|
Какой я на самом деле |
Каким я хочу быть |
|
Незамужние девушки, не имеющие детей (65 чел.) |
||
Материнство |
0 |
65 (100%) |
Беременность |
0 |
65 (100%) |
Беременные женщины (68 чел.) |
||
Материнство |
68 (100%) |
68 (100%) |
Беременность |
68 (100%) |
68 (100%) |
Женщины, имеющие детей в возрасте от рождения до 5 лет |
||
Материнство |
55 (100%) |
55 (100%) |
Беременность |
15 (27,3%) |
42 (76,4%) |
Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно говорить о том, что понятия «Материнство» (100%) и «Беременность» (100%) испытуемые девушки, не имеющие детей, и не являющиеся беременными на этапе исследования соотносят это понятие с категорией «Каким я хочу быть». Беременные женщины связывают данные понятия как с категорией «Какой я на самом деле», так и с категорией «Каким я хочу быть», что объясняется естественным физиологическим состоянием женщин. У женщин, воспитывающих детей понятие «Материнство» абсолютно соотнесено с категориями «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть», а понятие «Беременность» соотносится с «Какой я на самом деле» только у 27,3%, и с «Каким я хочу быть» у 76,4% опрошенных.
Таким образом, проведенный качественный анализ результатов позволяет отметить, что у большинства женщин, принявших участие в исследовании базовые понятия «Материнство» и «Беременность», в значительной мере, соотносятся с категорией «Каким я хочу быть», т.е. можно отметить положительную тенденцию в стремлении женщин соответствовать идеалу матери, не смотря на реальную картину их данного состояния.
Понятия «Материнство» и «Беременность» с нашей точки зрения следует отнести к эмоционально переживаемым неравновесным состояниям, они бывают положительными и отрицательными по своей модальности. Поэтому мы посчитали необходимым обратить внимание на то, с какими эмоциями соотносятся понятия «Материнство» и «Беременность». В перечень категорий, предложенных испытуемым для оценки модальности понятий, нами были введены две группы эмоций: положительные (счастье, радость, любовь, благополучие, успех и др.) и отрицательные (власть, ревность, агрессия, раздражение, соперничество и тревога). Результаты представлены в таблицах 3-4.
Таблица 3 – Соотношение понятия «Материнство», поставленного на значимые позиции, с положительными эмоциональными состояниями (%)
Положительные эмоциональные состояния |
Материнство |
||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
Счастье |
12 (100%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Радость |
6 (50%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Любовь |
10 (83,3%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Благополучие |
10 (83,3%) |
68 (100%) |
45 (81,8%) |
Мечта |
10 (83,3%) |
68 (100%) |
50 (90,9%) |
Вера |
6 (50%) |
68 (100%) |
50 (90,9%) |
Терпимость |
6 (50%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Восторг |
6 (50%) |
68 (100%) |
45 (81,8%) |
Забота |
12 (100%) |
68 (100%) |
45 (81,8%) |
Покой |
6 (50%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Умиротворенность |
6 (50%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Защищенность |
12 (100%) |
68 (100%) |
45 (81,8%) |
Эмоциональная устойчивость |
12 (100%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Эмпатия |
11 (91,7%) |
68 (100%) |
55 (100%) |
Анализ результатов соотношения понятия «Материнство» с понятиями, обозначающими положительные эмоциональные состояния у девушек не имеющих детей позволяет отметить, что данные понятия у большинства испытуемых соотносятся с такими понятиями как «Счастье», «Забота», «Защищенность», «Эмоциональная устойчивость» (100%), «Эмпатия» (91,7%) «Любовь», «Благополучие» «Мечта» (83,3%) и в меньшей мере соотносятся с понятиями «Радость», «Вера», «Покой», «Восторг», «Терпимость» (50%).
У беременных женщин «Материнство соотноситься со всеми выделенными положительными состояниями. У женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет отмечается выделение меньшего количества положительных состояний, абсолютно соотносящихся с понятием «Материнство»: «Счастье», «Любовь», «Радость», «Покой», «Умиротворение», «Эмоциональная устойчивость», «Эмпатия» (100%). Большинство женщин (90,9%) соотносят материнство с «Мечтой», «Верой» и 81,8% с «Благополучием», «Восторгом» и «Заботой».
С понятием «Материнство» взаимосвязаны не только положительные, но и отрицательные эмоции (таблица 4)
Таблица 4 – Соотношение понятия «Материнство», поставленного на значимые позиции, с отрицательными эмоциональными состояниями (%)
Отрицательные эмоциональные состояния |
Материнство |
||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
Раздражение |
4 (33,3%) |
10 (14,7%) |
11 (20%) |
Тревога |
4 (33,3%) |
24 (35,3%) |
16 (29,9%) |
Страх |
4 (33,3%) |
32 (51,6%) |
21 (38,2%) |
У девушек, не имеющих детей «Материнство» соотносится с «Раздражением», «Тревогой» и «Страхом» (33,3%), у беременных женщин понятие «Материнство» соотносится с «Раздражением» (14,7%) с «Тревогой» (35,3), со «Страхом» (51,6%), а женщин воспитывающих детей «Материнство» соотносится с «Раздражением» (20,0%), с «Тревогой» (29,9%) и «Страхом» (38,2%).
Таким образом, в ходе изучения особенностей соотношения понятия «Материнство» и с положительными и отрицательными эмоциональными состояниями можно сделать вывод о том, что данное понятие несёт в себе скорее положительную окраску, нежели отрицательную, так как совсем незначительный процент женщин испытывает негативные эмоциональные состояния и переживания по отношению к понятию «Материнство», что в свою очередь может быть связано с незапланированной беременностью, психологической неготовностью к материнству, осложненным протеканием беременности, трудностями воспитания малыша и неудовлетворительным для женщины семейным положением
В ходе анализа результатов эмпирического исследования особенностей мотивационной готовности к материнству выяснилось, что для большинства женщин, принявших участие в исследовании, материнство отождествляется с радостью, счастьем, заботой и любовью к детям, а также смыслом жизни и большой ответственностью.
Для девушек, не имеющих детей, более характерны социальные и физиологические мотивы материнства, такие как «Женщина должна иметь ребенка, так как ребенок есть у остальных женщин», «Потребность заботиться о ребенке», «Желание воспитать хорошего человека», «Продолжение рода», «Ребёнок будет обо мне заботиться в старости», «Пришла пора рожать по возрасту»и «Ребёнок утвердит моё положение в обществе (ребёнок предмет гордости)»и др.
Для беременных женщин наиболее значимыми являются биологические мотивы: «Продолжение рода». «Пришла пора рожать по возрасту», «Для здоровья»; социальные мотивы: «Ребёнок станет тем, о ком я смогу заботиться, кому я посвящу свою жизнь, «Желание воспитать хорошего человека», «Так принято в семье»,и психологические мотивы: «Просто хочу ребенка, чтобы его любить», «Желание воспитать хорошего человека», «Поднятие самооценки женщины», «Ребенок - предмет гордости».
Для женщин, имеющих детей в возрасте до 5-ти лет более значимы социальные («Ребёнок станет тем, о ком я смогу заботиться, кому я посвящу свою жизнь», «Желание воспитать хорошего человека», «Так принято в семье») и психологические «Просто хочу ребенка, чтобы его любить», «Желание воспитать хорошего человека», «Поднятие самооценки женщины», «Ребенок – предмет гордости» (81,6 %)) мотивы.
В отличие от девушек, не имеющих детей, большинство беременных женщин и женщин, имеющих детей, осведомлены о своих материнских функциях, психофизиологических особенностях в период беременности, родах, об особенностях ухода и общении с новорожденными и младенцами, о грудном вскармливании и об особенностях воспитания на разных этапах развития ребёнка. По-мнению беременных женщин и молодых мам, наиболее важными личностными качествами матери для гармоничного развития ребенка являются: доброта, любовь, забота, ответственность, спокойствие, терпение, отзывчивость, эмоциональная устойчивость и ласка.
Таким образом, в ходе психологического исследованиямотивационной готовности к материнству установлено, что конкретный состав и психологическое содержание мотивационной готовности к материнству формируется до беременности, трансформируется во время беременности, родов и после них; структура и содержание мотивационного аспекта психологической готовности к материнству определяется социальным статусом женщины и наличием семьи и детей.